Ад и рай: киноинтерпретации образов в контексте сложившихся ментальных репрезентаций
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-358-366
Реферат
Предпосылкой изучения ментальных репрезентаций ада и рая на основе наиболее ярких кинематографических образов послужила идея применения опыта когнитивного анализа к визуальным произведениям искусства. В качестве материала исследования были выбраны две кинокартины — «Куда приводят мечты» (В. Уорд, США, 1998) и «Небесный суд» (А. Званцова, Россия, 2011—2014). В центре научного интереса — познание «внутреннего человека» посредством искусства. В статье намечена траектория развития индивидуальных и коллективных художественных интерпретаций загробной жизни в рамках христианской культуры. Утверждается, что понятие ада получило распространение непосредственно через объекты вербального и невербального творчества. Это существенным образом исказило первоначальное учение о жизни как пути духовного преображения. По воле человека «адская картина мира» охватила сферу земли и воплотилась в действительность. На рубеже XX—XXI вв., в условиях стремительной технической эволюции, происходит переоценка метафизического опыта. Когнитивный анализ двух режиссерских концепций — рай и ад как состояние сознания (В. Уорд) и как фиктивная форма жизни (А. Званцова) — вскрывает важное качественное изменение. Оно заключается в трансформации концептов внутреннего мира относительно традиционной вертикальной структуры «небо — земля — ад». В современной когнитивной модели «ад» располагается между «небом» и «землей». В границах внутреннего мира (души) ад непосредственно пересекается с раем или поглощает его, а небесный рай практически отсутствует. В результате осмысления экранных образов рая и ада в контексте сложившихся ментальных репрезентаций формируется обновленная картина представлений о посмертном бытии и природе души.
Об авторе
Виктория Николаевна АлесенковаРоссия
Международный центр комплексных художественных исследований,
ведущий научный сотрудник
Петра Столыпина просп., д. 1, Саратов, 410012, Россия
доктор искусствоведения
ORCID 0000-0002-3768-7024; SPIN 6723-6669
Список литературы
1. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. Москва : Академический проект, 2009. 303 с.
2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Москва : Республика, 1994. 527 с.
3. Хангельдиева И.Г. Гуманистика в цифровую эпоху: новый ренессанс? // Обсерватория культуры. 2021. Т. 18, № 6. С. 564—573. DOI: 10.25281/2072-3156-2021-18-6-564-573.
4. Адорно Т. Негативная диалектика / пер. Е.Л. Петренко. Москва : АСТ, 2014. 511 с.
5. Тармаева В.И. Ментальные репрезентации // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 11. С. 93—98.
6. Втюрина Т.А. Ментальная репрезентация мотивации: теоретические и эмпирические аспекты изучения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2—1. С. 145—152.
7. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск : Наука, 1993. 794 с.
8. Ориген. О началах. Самара : РА, 1993. 318 с.
9. Дживелегов А.К. Искусство итальянского Возрождения : учебное пособие. Москва : РАТИ — ГИТИС, 2007. 504 с.
10. Зедльмайр Х. Утрата середины / пер. С.С. Ванеяна. Москва : Прогресс-традиция ; Территория будущего, 2008. 640 с.
11. Арто А. Театр и его двойник : [сборник] : с прил. текста «Театр Серафима» / пер. с фр. и коммент. С. Исаева. Москва : МАРТИС, 1993. 192 с.
12. Ebert R. What Dreams May Come : reviews. October 02, 1998 // [сайт Роджера Эберта]. URL: https://www.rogerebert.com/reviews/what-dreams-may-come-1998 (дата обращения: 18.07.2023).
13. O’Sullivan М. «Dreams»: Heaven help us // The Washington Post. 1998. October 2. URL: https://www.washingtonpost.com/archive/lifestyle/1998/10/02/dreams-heaven-help-us/3ee15167-0fc3-4500-9332-480a106f9591/ (дата обращения: 18.07.2023).
14. Льюис К. Любовь. Страдание. Надежда : Притчи. Трактаты. Москва : Республика, 1992. 432 с.
15. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов : сборник / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр ; пер. с англ. А.А. Яковлева. Москва : Политиздат, 1990. С. 143—221.
16. Керлот Х.Э. Словарь символов : [Мифология. Магия. Психоанализ : перевод]. Москва : REFL-book, 1994. 601 с.
17. Ковтун Е.Н. «Интертекст Мира Посмертия» в фантастике XX—XXI вв.: функциональность художественной модели // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 4. С. 34—53. DOI: 10.22455/2500-4247-2022-7-4-34-53.
18. Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки богов : сборник / сост. и ред. А.А. Яковлева. Москва : Политиздат, 1990. С. 17—93.
19. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря / сост. и послесловие П.В. Алексеева. Москва : Республика, 1995. 383 с.
20. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. В.П. Большакова. Москва : Академический проект, 2017. 235 с.
21. Соловьев Вл. Чтения о богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров…»: Краткая повесть об Антихристе / сост. А.Б. Муратов. Санкт-Петербург : Художественная литература, 1994. 528 с.
Представление о загробном мире формируется и познается посредством искусства.
Рай и ад — состояние сознания в фильме В. Уорда «Куда приводят мечты».
Рай и ад — фиктивная форма жизни в фильме А. Званцовой «Небесный суд».
В современной когнитивной модели «ад» располагается между «небом» и «землей».
Рецензия
Для цитирования:
Алесенкова В.Н. Ад и рай: киноинтерпретации образов в контексте сложившихся ментальных репрезентаций. Обсерватория культуры. 2023;20(4):358-366. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-358-366
For citation:
Alesenkova V.N. Hell and Heaven: Film Interpretations of Images in the Context of Mental Representations. Observatory of Culture. 2023;20(4):358-366. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-358-366