Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Ад и рай: киноинтерпретации образов в контексте сложившихся ментальных репрезентаций

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-358-366

Реферат

Предпосылкой изучения ментальных репрезентаций ада и рая на основе наиболее ярких кинематографических образов послужила идея применения опыта когнитивного анализа к визуальным произведениям искусства. В качестве материала исследования были выбраны две кинокартины — «Куда приводят мечты» (В. Уорд, США, 1998) и «Небесный суд» (А. Званцова, Россия, 2011—2014). В центре научного интереса — познание «внутреннего человека» посредством искусства. В статье намечена траектория развития индивидуальных и коллективных художественных интерпретаций загробной жизни в рамках христианской культуры. Утверждается, что понятие ада получило распространение непосредственно через объекты вербального и невербального творчества. Это существенным образом исказило первоначальное учение о жизни как пути духовного преображения. По воле человека «адская картина мира» охватила сферу земли и воплотилась в действительность. На рубеже XX—XXI вв., в условиях стремительной технической эволюции, происходит переоценка метафизического опыта. Когнитивный анализ двух режиссерских концепций — рай и ад как состояние сознания (В. Уорд) и как фиктивная форма жизни (А. Званцова) — вскрывает важное качественное изменение. Оно заключается в трансформации концептов внутреннего мира относительно традиционной вертикальной структуры «небо — земля — ад». В современной когнитивной модели «ад» располагается между «небом» и «землей». В границах внутреннего мира (души) ад непосредственно пересекается с раем или поглощает его, а небесный рай практически отсутствует. В результате осмысления экранных образов рая и ада в контексте сложившихся ментальных репрезентаций формируется обновленная картина представлений о посмертном бытии и природе души.

Об авторе

Виктория Николаевна Алесенкова
Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова
Россия

Международный центр комплексных художественных исследований,
ведущий научный сотрудник

Петра Столыпина просп., д. 1, Саратов, 410012, Россия

доктор искусствоведения

ORCID 0000-0002-3768-7024; SPIN 6723-6669



Список литературы

1. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. Москва : Академический проект, 2009. 303 с.

2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Москва : Республика, 1994. 527 с.

3. Хангельдиева И.Г. Гуманистика в цифровую эпоху: новый ренессанс? // Обсерватория культуры. 2021. Т. 18, № 6. С. 564—573. DOI: 10.25281/2072-3156-2021-18-6-564-573.

4. Адорно Т. Негативная диалектика / пер. Е.Л. Петренко. Москва : АСТ, 2014. 511 с.

5. Тармаева В.И. Ментальные репрезентации // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 11. С. 93—98.

6. Втюрина Т.А. Ментальная репрезентация мотивации: теоретические и эмпирические аспекты изучения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2—1. С. 145—152.

7. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск : Наука, 1993. 794 с.

8. Ориген. О началах. Самара : РА, 1993. 318 с.

9. Дживелегов А.К. Искусство итальянского Возрождения : учебное пособие. Москва : РАТИ — ГИТИС, 2007. 504 с.

10. Зедльмайр Х. Утрата середины / пер. С.С. Ванеяна. Москва : Прогресс-традиция ; Территория будущего, 2008. 640 с.

11. Арто А. Театр и его двойник : [сборник] : с прил. текста «Театр Серафима» / пер. с фр. и коммент. С. Исаева. Москва : МАРТИС, 1993. 192 с.

12. Ebert R. What Dreams May Come : reviews. October 02, 1998 // [сайт Роджера Эберта]. URL: https://www.rogerebert.com/reviews/what-dreams-may-come-1998 (дата обращения: 18.07.2023).

13. O’Sullivan М. «Dreams»: Heaven help us // The Washington Post. 1998. October 2. URL: https://www.washingtonpost.com/archive/lifestyle/1998/10/02/dreams-heaven-help-us/3ee15167-0fc3-4500-9332-480a106f9591/ (дата обращения: 18.07.2023).

14. Льюис К. Любовь. Страдание. Надежда : Притчи. Трактаты. Москва : Республика, 1992. 432 с.

15. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов : сборник / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр ; пер. с англ. А.А. Яковлева. Москва : Политиздат, 1990. С. 143—221.

16. Керлот Х.Э. Словарь символов : [Мифология. Магия. Психоанализ : перевод]. Москва : REFL-book, 1994. 601 с.

17. Ковтун Е.Н. «Интертекст Мира Посмертия» в фантастике XX—XXI вв.: функциональность художественной модели // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 4. С. 34—53. DOI: 10.22455/2500-4247-2022-7-4-34-53.

18. Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки богов : сборник / сост. и ред. А.А. Яковлева. Москва : Политиздат, 1990. С. 17—93.

19. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря / сост. и послесловие П.В. Алексеева. Москва : Республика, 1995. 383 с.

20. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. В.П. Большакова. Москва : Академический проект, 2017. 235 с.

21. Соловьев Вл. Чтения о богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров…»: Краткая повесть об Антихристе / сост. А.Б. Муратов. Санкт-Петербург : Художественная литература, 1994. 528 с.


Представление о загробном мире формируется и познается посредством искусства.

Рай и ад — состояние сознания в фильме В. Уорда «Куда приводят мечты».

Рай и ад — фиктивная форма жизни в фильме А. Званцовой «Небесный суд».

В современной когнитивной модели «ад» располагается между «небом» и «землей».

Рецензия

Для цитирования:


Алесенкова В.Н. Ад и рай: киноинтерпретации образов в контексте сложившихся ментальных репрезентаций. Обсерватория культуры. 2023;20(4):358-366. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-358-366

For citation:


Alesenkova V.N. Hell and Heaven: Film Interpretations of Images in the Context of Mental Representations. Observatory of Culture. 2023;20(4):358-366. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-358-366

Просмотров: 278


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)