Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Воплощение типовых образов китайской традиционной оперы в масляной живописи

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-634-641

Реферат

Статья посвящена особенностям воплощения типовых образов китайской традиционной оперы в произведениях масляной живописи. Изображая актеров в их сценических амплуа, художники стремятся воссоздать то эстетическое воздействие, которое китайская опера оказывает на зрителя. Однако при этом они используют систему художественно-выразительных средств, характерных для изобразительного искусства. Цель исследования — определение особенностей воплощения типовых образов китайской традиционной оперы современными китайскими художниками. В качестве объекта выступают работы Пэн Сяохана, Ван Цицзюня, Юэ Хайтао. Несмотря на то что для типовых образов китайской традиционной оперы характерен свой набор символов и знаков, каждый автор изображает сюжеты и персонажей постановки по-своему. Некоторые из них стремятся к реалистичному изображению происходящего на сцене: фиксируют выразительные позы главного героя, запечатлевают сюжетные сцены постановки. Другие же создают собирательный образ персонажа либо отдельных частей сюжета, используя символику цвета, костюма, театрального грима. На примере картин указанных художников автор выделяет основные творческие подходы к воплощению типовых образов китайской традиционной оперы в масляной живописи. Среди них — следование иконографическим канонам китайской оперы, совмещение традиций китайского искусства с тенденциями западной живописи и др. Впервые на основе произведений современных китайских живописцев выделены разные подходы к отражению типовых образов китайской традиционной оперы в масляной живописи и определены особенности их воплощения языком изобразительного искусства, что может быть полезно для дальнейшего исследования данной области.

Об авторе

Цзе Вэй
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Школа искусств и гуманитарных наук,
аспирант

Аякс п., д. 10, корп. 24, Владивосток, Приморский край, 690922, Россия

ORCID 0009-0002-3533-0934



Список литературы

1. Жуань Юн Чэнь. Символика и условность в искусстве пекинской оперы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9. Ч. 1. C. 84—88. URL: https://www.gramota.net/materials/3/2012/9-1/21.html (дата обращения: 27.10.2023).

2. Ху Яньли. Китайская опера как нематериальное культурное наследие Китая // Общество: философия, история, культура. 2015. № 4. С. 25—29.

3. Ся Голян. Своеобразие художественного образа в живописи и театральном искусстве Китая и Беларуси : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Минск, 2018. 26 с.

4. Фу Шуай. Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства : дис. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2015. 172 с.

5. Фу Шуай. Символика грима в пекинской опере // Научное мнение. 2013. № 3. С. 149—155.

6. Фу Шуай. Использование образов персонажей пекинской оперы в китайской живописи // Научное мнение. 2013. № 8. С. 75—81.

7. Фу Шуай. Влияние китайского эстетического воззрения на формирование образцов грима в китайском традиционном театре // Научное мнение. 2013. № 9. С. 112—116.

8. Ли Цзяньфу. Становление и развитие национального вида музыкальной драмы чуйчуй-цян в области Дали провинции Юньнань // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 1. С. 106—111. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-1-106-111.

9. Мозгот С.А., Ли Ян. Амплуа персонажей в пекинской опере и формы их репрезентации // Культурная жизнь Юга России. 2021. № 1 (80). С. 21—27. DOI: 10.24412/2070-075X-2021-1-21-27.

10. Федотова Н.А., Колпецкая О.Ю. Феномен грим-маски артистов пекинской оперы // Science Time. 2016. № 2 (26). С. 576—581.

11. Яковлева Н.Ф. Восприятие мира в традиционной китайской живописи // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2012. № 6. С. 262—266.

12. Лукинский Н.А., Шерстова Л.И. Пекинская опера: происхождение и эволюция // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 54. С. 161—165. DOI: 10.17223/19988613/54/26.

13. Гультяева Г.С. Реалистическая живопись Китая XX века в контексте визуализации культуры // Обсерватория культуры. 2021. Т. 18, № 1. С. 32—43. DOI: 10.25281/2072-3156-2021-18-1-32-43.

14. Ли Мэнлинь. Художественные особенности изображения отрицательных персонажей в традиционной китайской опере // Культура: открытый формат : сб. науч. ст. / Белорусский государственный университет культуры и искусств. Минск, 2022. С. 143—147.

15. Ван Хуэй. О выражении и развитии элементов китайской оперы в живописи // Колледж изящных искусств Северо-Западного педагогического университета. 2023. № 11. С. 15. (Кит. яз.).

16. Прощенко А.Ю. Символика пекинской оперы // Молодой ученый. 2021. № 33 (375). С. 154—156. URL: https://moluch.ru/archive/375/83567/ (дата обращения: 27.10.2023).

17. Лю Лянь. Китайская современная опера в контексте влияния европейских традиций // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 3 (11). С. 25—33. URL: https://journals.tsu.ru/culture/&journal_page=archive&id=927&article_id=1667 (дата обращения: 27.10.2023).

18. Харитонова О.С. Традиционный китайский театр (пекинская опера): культурологический анализ // Современная культурология: проблемы и перспективы : сборник статей молодых ученых / под ред. Е.В. Листвиной, Н.П. Лысиковой. Саратов : Саратовский источник, 2019. Вып. 5. С. 122—127.

19. Сиэ Вэй. Национальные особенности китайского театрального искусства // Мир культуры: искусство, наука, образование : сборник научных статей / сост. А.С. Макурина. Челябинск : Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2020. Вып. 9. С. 168—169.

20. Юй Нань. Китайская традиционная опера: к проблеме эстетики и типологии // Искусство. Педагогика. Культура : сборник научных и научно-методических статей. Санкт-Петербург : КультИнформПресс, 2020. Вып. 3. С. 286—292.

21. Пэн Сяохан. Двадцать лет передачи очарования китайской оперы в живописи маслом. URL: https://www.sohu.com/a/286190503_402125 (дата обращения: 27.10.2023). (Кит. яз.).

22. Ван Цицзюнь. Личный профиль // Oriental Classic Group. URL: https://www.dfjdgroup.com/news_2502.html (дата обращения: 27.10.2023). (Кит. яз.).

23. Чжэн Ган. Тысячи гибискусов. Персонажи китайской традиционной оперы в живописи Юэ Хайтао // Культура Сюаньдэ Дуаньи. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/iedeKm2QRZrBeH2goaVi9Q (дата обращения: 27.10.2023). (Кит. яз.).


  • Выразительность образов, символика цвета и композиционные решения в постановках традиционной китайской оперы находят своё отражение в творчестве живописцев. Этот переход в работах художников ХХ века сыграл ключевую роль в развитии и эволюции китайского театрального искусства.
  • Китайская традиционная опера тесно переплетена с национальными культурными традициями, и её формирование было тесно связано с влиянием древних традиций и культурой народов.
  • Концепция «У-син» (кит. 五行) – система, основанная на понятии стихий и цветов, где каждый элемент связан с определённым цветом, временем года и чувством, она играет значительную роль в китайской культуре. Символика цвета в традиционной китайской опере отражает эту концепцию и укоренена в национальных традициях и региональных эстетических стандартах.

Рецензия

Для цитирования:


Вэй Ц. Воплощение типовых образов китайской традиционной оперы в масляной живописи. Обсерватория культуры. 2023;20(6):634-641. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-634-641

For citation:


Vei T. Embodiment of Typical Images of Chinese Traditional Opera in Oil Painting. Observatory of Culture. 2023;20(6):634-641. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-634-641

Просмотров: 376


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)