Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

От лаборатории к галерее: перенос принципов конструирования научного знания в произведения сайенс-арта

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-367-376

Реферат

Сайенс-арт (science-art — научное искусство) рассматривается как художественная практика, в которой в качестве основного инструмента используются научные теории, концепции и лабораторное оборудование, а в основе творческого метода художников лежат принципы научного эксперимента. С помощью методов социологии науки и техники Б. Латура и С. Вулгара для изучения сайенс-арта обнаружено, что научный эксперимент становится основой этого направления современного искусства. Таким образом, сайенс-арт заимствует не только материальные предметы научного мира, но и способы конструирования научного знания, которые, согласно исследованиям Б. Латура, скрыты в специфике лабораторных практик. Ключевыми в данном случае представляются «приемы записи», которые в рамках производства научного знания замещают разнообразные данные, диаграммы, образцы и материалы, они становятся аргументом в академических дискуссиях. Для сайенс-арта аналог подобных письменных документов — кураторские тексты и экспликации к произведениям, которые могут быть размещены как напрямую в выставочном пространстве, так и образовывать сложную систему ссылок на различные исследовательские материалы, интервью с учеными, подкасты и пр. Эти тексты и медиатексты позволяют зрителю воспринять контекст творческого эксперимента художника и образуют специфический художественный комплекс «арт-объект — текст — аудитория». Вместе с лабораторными практиками сайенс-арт переносит зрителя в сферу искусства и механики конструирования научного знания, выполняя невольно популяризаторские и просветительские задачи. Однако концептуальная сложность произведений и ориентация на процесс научного исследования, а не на презентацию результатов возвращают человеку сомнение философского поиска и критический взгляд на научные изыскания как базовые элементы академического исследования.

Об авторе

Станислав Вячеславович Миловидов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

факультет креативных индустрий, Институт медиа,
преподаватель

Школа дизайна, Аспирантская школа по искусству и дизайну,
аспирант

Покровский бульвар, д. 11, Москва, 109028, Россия

ORCID 0000-0003-1406-5406; SPIN 1290-7832



Список литературы

1. Reichle I. Art in the Age of Technoscience : Genetic Engineering, Robotics, and Artificial Life in Contemporary Art. Wien ; New York : Springer-Verlag, 2009. 422 p.

2. Булатов Д. Вступление // Наука как предчувствие : [каталог выставки]. Москва, 2009. C. 12.

3. Левченко О.Е. Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и «технологическое» : дис. … канд. культурологии. Москва, 2016. 399 с.

4. Громова В. Первый манифест «сайнс-арт»: к истории понятия // Искусствознание. 2022. № 4. С. 310—331.

5. Chalmers D.J. Facing up to the Problem of Consciousness // Journal of Consciousness Studies. 1995. Vol. 2, № 3. P. 200—219.

6. Henderson L.D. Illuminating Energy and Art in the Early Twentieth Century and Beyond: From Marcel Duchamp to Keith Sonnier // Energies in the Arts / ed. by D. Kahn. Cambridge (MA): MIT Press, 2019. P. 127—170.

7. Симпозиум «New Elements». 12 февраля 2022 г. Секция 1. Science-art сегодня: трансформации междисциплинарных сообществ // YouTube : Laboratoria Art&Science Foundation. URL: https://www.youtube.com/watch?v=RyNLuLnoD7k (дата обращения: 11.07.2023).

8. Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г., Посашков С.А. Взаимодействие искусства и науки в контексте синергетики // Обсерватория культуры. 2019. Т. 16, № 2. С. 116—127. DOI: 10.25281/2072-3156-2019-16-2-116-127.

9. Renk K. Magic, Science, and Empire in Postcolonial Literature : The Alchemical Literary Imagination. New York : Routledge, 2012. 196 p. DOI: 10.4324/9780203156117.

10. Латур Б. Политика природы. Как привить наукам демократию. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. 336 c.

11. Латур Б. Визуализация и познание: изображая вещи вместе // Логос : философско-литературный журнал. 2017. № 2. С. 95—156.

12. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. London ; New York : McGraw Hill, 1964. 389 p.

13. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. Москва : Художественный журнал, 2003. 317 c.

14. Krauss R. Under Blue Cup. Cambridge : MIT Press, 2011. 152 p.

15. Hari P., Kulmala M. Station for Measuring EcosystemAtmosphere Relations (SMEAR II) // Boreal Environment Research. 2005. Vol. 10, № 5. P. 315—322.

16. Shahbazi-Gahrouei D., Gholami M., Setayandeh S. A Review on Natural Background Radiation // Advanced biomedical research. 2013. Vol. 2, № 3. Art. № 65. 6 p. DOI: 10.4103/2277-9175.115821.

17. Latour B., Woolgar S. Laboratory Life : The Construction of Scientific Facts. Princeton : Princeton University Press, 1979. 294 p.

18. Кабирова А. Фильм-исследование. Проект One artsapiens ID / авт. проекта Анна Кабирова // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=xwM6jS8MlxQ (дата обращения: 17.07.2023).

19. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Москва : ACT, 2000. 846 с.

20. Смирнов Н. Искусство как алхимия или праксис всеединства // Художественный журнал. 2022. № 120. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/108/article/2378 (дата обращения: 11.07.2023).

21. Элиаде М. Азиатская алхимия : сборник эссе : пер. с рум., фр., англ. Москва : Янус-К, 1998. 604 с.

22. Кант И. Критика способности суждения. Москва : Искусство, 1994. 367 с.

23. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике : в 4 т. Санкт-Петербург : Наука, 2001. Т. 1. 330 с.

24. Кун Т. Структура научных революций. Москва : АСТ, 2009. 317 с.

25. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. 2002. № 5—6 (35). С. 211—242.

26. Lubar K. Color Intervals: Applying Concepts of Musical Consonance and Dissonance to Color // Leonardo. 2004. Vol. 37, № 2. P. 127—132. DOI: 10.1162/0024094041139283.

27. Блинов Н.Н. Глаз и изображение. Москва : Медицина, 2004. 320 с.

28. Kövecses Z. Extended Conceptual Metaphor Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. 206 p.

29. Комлева Е.А. Сайнс-арт как форма коммуникации науки и инноваций для общества // Коммуникология. 2019. Т. 7, № 4. С. 169—181. DOI: 10.21453/2311-3065-2019-7-4-169-181.

30. Богословская И.В. Научно-популярный текст: сложность понимания: дис. … канд. филолог. наук. Москва, 2001. 192 с.

31. Быкова К.С. Лингвокогнитивные механизмы формирования научного мифа в научно-популярном дискурсе: к постановке проблемы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (222). С. 96—106. DOI: 10.23951/1609-624X-2022-4-96-106.

32. Вахштайн В.С. Популяризация науки: от просвещения к мракобесию // YouTube : FutureBiotech. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8hMmPZT7Rws (дата обращения: 11.07.2023).

33. Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2014. 351 с.

34. Такер Ю. Ужас философии : в 3 т. Москва : Медленные книги, 2018. Т. 1 : В пыли этой планеты. 177 с.

35. Гройс Б. Под подозрением. Москва : Художественный журнал, 2006. 197 с.


Искусство сайнс-арта использует научные концепции, перенося лабораторные практики в художественную галерею, поэтому к ним могут быть применены методы социологии науки.

Экспликация и кураторский текст для произведений сайнс-арта имеют определяющее значение, та же, как и текст (запись) при изучении Бруно Латуром лабораторных практик.

Сайнс-арт обращается не к результатам исследования, а к самому процессу производства научного знания.

Аудитория выставок сайнс-арта открывает для себя не факты, но пространство поиска, представляющее многоуровневое повествование, где рациональность перестает быть главным ограничением, и возвращается сомнение философского поиска и критический взгляд на науку.

Рецензия

Для цитирования:


Миловидов С.В. От лаборатории к галерее: перенос принципов конструирования научного знания в произведения сайенс-арта. Обсерватория культуры. 2023;20(4):367-376. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-367-376

For citation:


Milovidov S.V. From Laboratory to Gallery: Transfer of Construction Principles of Scientific Knowledge into Works of Science-Art. Observatory of Culture. 2023;20(4):367-376. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-367-376

Просмотров: 299


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)