От лаборатории к галерее: перенос принципов конструирования научного знания в произведения сайенс-арта
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-367-376
Реферат
Сайенс-арт (science-art — научное искусство) рассматривается как художественная практика, в которой в качестве основного инструмента используются научные теории, концепции и лабораторное оборудование, а в основе творческого метода художников лежат принципы научного эксперимента. С помощью методов социологии науки и техники Б. Латура и С. Вулгара для изучения сайенс-арта обнаружено, что научный эксперимент становится основой этого направления современного искусства. Таким образом, сайенс-арт заимствует не только материальные предметы научного мира, но и способы конструирования научного знания, которые, согласно исследованиям Б. Латура, скрыты в специфике лабораторных практик. Ключевыми в данном случае представляются «приемы записи», которые в рамках производства научного знания замещают разнообразные данные, диаграммы, образцы и материалы, они становятся аргументом в академических дискуссиях. Для сайенс-арта аналог подобных письменных документов — кураторские тексты и экспликации к произведениям, которые могут быть размещены как напрямую в выставочном пространстве, так и образовывать сложную систему ссылок на различные исследовательские материалы, интервью с учеными, подкасты и пр. Эти тексты и медиатексты позволяют зрителю воспринять контекст творческого эксперимента художника и образуют специфический художественный комплекс «арт-объект — текст — аудитория». Вместе с лабораторными практиками сайенс-арт переносит зрителя в сферу искусства и механики конструирования научного знания, выполняя невольно популяризаторские и просветительские задачи. Однако концептуальная сложность произведений и ориентация на процесс научного исследования, а не на презентацию результатов возвращают человеку сомнение философского поиска и критический взгляд на научные изыскания как базовые элементы академического исследования.
Об авторе
Станислав Вячеславович МиловидовРоссия
факультет креативных индустрий, Институт медиа,
преподаватель
Школа дизайна, Аспирантская школа по искусству и дизайну,
аспирант
Покровский бульвар, д. 11, Москва, 109028, Россия
ORCID 0000-0003-1406-5406; SPIN 1290-7832
Список литературы
1. Reichle I. Art in the Age of Technoscience : Genetic Engineering, Robotics, and Artificial Life in Contemporary Art. Wien ; New York : Springer-Verlag, 2009. 422 p.
2. Булатов Д. Вступление // Наука как предчувствие : [каталог выставки]. Москва, 2009. C. 12.
3. Левченко О.Е. Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и «технологическое» : дис. … канд. культурологии. Москва, 2016. 399 с.
4. Громова В. Первый манифест «сайнс-арт»: к истории понятия // Искусствознание. 2022. № 4. С. 310—331.
5. Chalmers D.J. Facing up to the Problem of Consciousness // Journal of Consciousness Studies. 1995. Vol. 2, № 3. P. 200—219.
6. Henderson L.D. Illuminating Energy and Art in the Early Twentieth Century and Beyond: From Marcel Duchamp to Keith Sonnier // Energies in the Arts / ed. by D. Kahn. Cambridge (MA): MIT Press, 2019. P. 127—170.
7. Симпозиум «New Elements». 12 февраля 2022 г. Секция 1. Science-art сегодня: трансформации междисциплинарных сообществ // YouTube : Laboratoria Art&Science Foundation. URL: https://www.youtube.com/watch?v=RyNLuLnoD7k (дата обращения: 11.07.2023).
8. Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г., Посашков С.А. Взаимодействие искусства и науки в контексте синергетики // Обсерватория культуры. 2019. Т. 16, № 2. С. 116—127. DOI: 10.25281/2072-3156-2019-16-2-116-127.
9. Renk K. Magic, Science, and Empire in Postcolonial Literature : The Alchemical Literary Imagination. New York : Routledge, 2012. 196 p. DOI: 10.4324/9780203156117.
10. Латур Б. Политика природы. Как привить наукам демократию. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. 336 c.
11. Латур Б. Визуализация и познание: изображая вещи вместе // Логос : философско-литературный журнал. 2017. № 2. С. 95—156.
12. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. London ; New York : McGraw Hill, 1964. 389 p.
13. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. Москва : Художественный журнал, 2003. 317 c.
14. Krauss R. Under Blue Cup. Cambridge : MIT Press, 2011. 152 p.
15. Hari P., Kulmala M. Station for Measuring EcosystemAtmosphere Relations (SMEAR II) // Boreal Environment Research. 2005. Vol. 10, № 5. P. 315—322.
16. Shahbazi-Gahrouei D., Gholami M., Setayandeh S. A Review on Natural Background Radiation // Advanced biomedical research. 2013. Vol. 2, № 3. Art. № 65. 6 p. DOI: 10.4103/2277-9175.115821.
17. Latour B., Woolgar S. Laboratory Life : The Construction of Scientific Facts. Princeton : Princeton University Press, 1979. 294 p.
18. Кабирова А. Фильм-исследование. Проект One artsapiens ID / авт. проекта Анна Кабирова // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=xwM6jS8MlxQ (дата обращения: 17.07.2023).
19. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Москва : ACT, 2000. 846 с.
20. Смирнов Н. Искусство как алхимия или праксис всеединства // Художественный журнал. 2022. № 120. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/108/article/2378 (дата обращения: 11.07.2023).
21. Элиаде М. Азиатская алхимия : сборник эссе : пер. с рум., фр., англ. Москва : Янус-К, 1998. 604 с.
22. Кант И. Критика способности суждения. Москва : Искусство, 1994. 367 с.
23. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике : в 4 т. Санкт-Петербург : Наука, 2001. Т. 1. 330 с.
24. Кун Т. Структура научных революций. Москва : АСТ, 2009. 317 с.
25. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. 2002. № 5—6 (35). С. 211—242.
26. Lubar K. Color Intervals: Applying Concepts of Musical Consonance and Dissonance to Color // Leonardo. 2004. Vol. 37, № 2. P. 127—132. DOI: 10.1162/0024094041139283.
27. Блинов Н.Н. Глаз и изображение. Москва : Медицина, 2004. 320 с.
28. Kövecses Z. Extended Conceptual Metaphor Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. 206 p.
29. Комлева Е.А. Сайнс-арт как форма коммуникации науки и инноваций для общества // Коммуникология. 2019. Т. 7, № 4. С. 169—181. DOI: 10.21453/2311-3065-2019-7-4-169-181.
30. Богословская И.В. Научно-популярный текст: сложность понимания: дис. … канд. филолог. наук. Москва, 2001. 192 с.
31. Быкова К.С. Лингвокогнитивные механизмы формирования научного мифа в научно-популярном дискурсе: к постановке проблемы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (222). С. 96—106. DOI: 10.23951/1609-624X-2022-4-96-106.
32. Вахштайн В.С. Популяризация науки: от просвещения к мракобесию // YouTube : FutureBiotech. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8hMmPZT7Rws (дата обращения: 11.07.2023).
33. Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2014. 351 с.
34. Такер Ю. Ужас философии : в 3 т. Москва : Медленные книги, 2018. Т. 1 : В пыли этой планеты. 177 с.
35. Гройс Б. Под подозрением. Москва : Художественный журнал, 2006. 197 с.
Искусство сайнс-арта использует научные концепции, перенося лабораторные практики в художественную галерею, поэтому к ним могут быть применены методы социологии науки.
Экспликация и кураторский текст для произведений сайнс-арта имеют определяющее значение, та же, как и текст (запись) при изучении Бруно Латуром лабораторных практик.
Сайнс-арт обращается не к результатам исследования, а к самому процессу производства научного знания.
Аудитория выставок сайнс-арта открывает для себя не факты, но пространство поиска, представляющее многоуровневое повествование, где рациональность перестает быть главным ограничением, и возвращается сомнение философского поиска и критический взгляд на науку.
Рецензия
Для цитирования:
Миловидов С.В. От лаборатории к галерее: перенос принципов конструирования научного знания в произведения сайенс-арта. Обсерватория культуры. 2023;20(4):367-376. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-367-376
For citation:
Milovidov S.V. From Laboratory to Gallery: Transfer of Construction Principles of Scientific Knowledge into Works of Science-Art. Observatory of Culture. 2023;20(4):367-376. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-367-376