Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Роль иммерсивных искусств в интерпретации традиционных феноменов культуры

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-377-385

Реферат

Иммерсивное искусство — новая форма медиаискусства, которая опирается на теорию потока сознания, на стимуляцию различных человеческих чувств, нередко с помощью света достигается глубокое психологическое и физиологическое погружение аудитории в трансовое сочувствие искусству. С точки зрения технических средств его можно разделить на виртуальную реальность, дополненную реальность, смешанную реальность и расширенную реальность. В статье дан анализ проблем использования технических средств иммерсивного искусства, рассмотрены достоинства и недостатки его применения в различных культурных экспозициях. Рассматриваются вопросы, возникающие при применении средств иммерсивного искусства к традиционной культуре (в данном случае к шаманской культуре). В ходе исследования обнаружено, что произведения иммерсивного искусства демонстрируют современную культуру значительно чаще, чем традиционную. На примере четырех технических средств при анализе произведений иммерсивного искусства автор описывает проблемы, которые существуют на данном этапе его применения. Цель работы — выявить и рассмотреть достоинства и недостатки включения в виртуальную реальность традиционных смыслов. В качестве задач работ следует выделить: анализ технических средств иммерсивного искусства, особенности воплощения традиционных смыслов в иммерсивном искусстве (на примере шаманизма). Автор утверждает, что виртуальные пространства, создаваемые иммерсивным искусством, в настоящее время тяготеют к чисто сенсорному опыту и не способны нести информацию о коннотации смыслов. В процессе создания произведений иммерсивного искусства художники имеют собственное понимание шаманской культуры и не могут воспроизвести шаманские ритуалы, поэтому возникает проблема невозможности интерпретировать культурный подтекст и показать глубину богатой традиционной шаманской культуры.

Об авторе

Сяои Чжэн
Дальневосточный федеральный университет
Китай

Школа искусств и гуманитарных наук,

аспирант

Аякс п., д. 10, корп. 24, Владивосток, Приморский край, 690922, Россия

ORCID 0009-0009-2881-1001



Список литературы

1. Старусева-Першеева А.Д. Роль зрителя в экранных искусствах // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 3. С. 302—309. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-3-302-309.

2. Bishop C. Artificial Hells: Participatory Art and the Politics of Spectatorship. London : Verso, 2012. 382 p.

3. Осминкин Р.С. Партиципаторное искусство: от «эстетики взаимодействия» к постпартиципаторному искусству // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1, № 2. С. 132—139. DOI: 10.25281/2072-3156-2016-1-2-132-139.

4. Burdea G.C., Coiffet P. Virtual Reality Technology. 2nd Edition. Wiley-IEEE Press, 2003. 464 p.

5. Чжао Циньпин. Обзор виртуальной реальности // Наука в Китае. Серия F: Информатика. 2009. № 39. C. 2—46. (Кит. яз.).

6. Milgram P., Kishino F. A Taxonomy of Mixed Reality Visual Displays // IEICE Transactions on Information and Systems. 1994. Vol. E77-D, № 12. P. 1321—1329.

7. Миловидов С.В. Партисипаторные возможности трансмедийного повествования // Обсерватория культуры. 2015. № 4. С. 40—45. DOI: 10.25281/2072-3156-2015-0-4-40-45.

8. Azuma R., Baillot Y., Behringer R., Feiner S., Julier S., MacIntyre B. Recent Advances in Augmented Reality // IEEE Computer Graphics and Applications. 2001. Vol. 21, № 6. P. 34—47. DOI: 10.1109/38.963459.

9. Янь Циншань. От виртуальной реальности к расширенной реальности: философские основы и этические проблемы // Народный форум. Академический рубеж. 2016. № 24. C. 38—52. (Кит. яз.).

10. Ярославцева Е.И. Технологии культуры: синергия естественного и искусственного в творческой деятельности человека // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13. № 5. С. 526—533. DOI: 10.25281/2072-3156-2016-13-5-526-533.

11. Савицкая Т.Е. Открывая новую социально-культурную парадигму: плюсы и минусы технологии дополненной реальности // Обсерватория культуры. 2014. № 4. С. 34—41. DOI: 10.25281/2072-3156-2014-0-4-34-41.

12. Цао Сюань. Технические трудности виртуальной реальности // Руководство по науке и технике. 2016. № 34. С. 94—103. (Кит. яз.).

13. Воронина В.Ю. Исцеление в традиции базового шаманизма // Медицинская антропология и биоэтика. 2012. № (4). URL: https://journals.iea.ras.ru/medanthro/article/download/315/407?inline=1 (дата обращения: 12.08.2023).

14. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза / пер. с англ.: К. Богуцкий, В. Трилис. Киев : София, 2000. 480 с. URL: https://biblio.imli.ru/images/abook/folklor/Eliade_M._SHamanizm._Arhaicheskie_tehniki_ekstaza._2000.pdf (дата обращения: 18.08.2023).

15. Чжэн Дэ. Теория характеристик шаманского искусства // Форум культуры Китая. 2022. № 1. C. 291—298. (Кит. яз.).

16. Кириллова Н.Б. «Виртуальная реальность» и «виртуализация культуры» как концепты современной культурологии // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 5. С. 524—531. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-5-524-531.

17. Judova M. Kykeon. URL: https://www.mariajudova.net/project/kykeon/ (дата обращения: 12.08.2023).

18. Вэй Шуфа, Вэй Луо. Исследование религиозных и культурных элементов в шаманском ритуальном танце // Художественное образование. 2019. № 5. C. 90—91. (Кит. яз.).

19. Белякова И.Г., Милешко А.Л. Искусство и экологическая устойчивость. Формирование экологической идентичности средствами хореографии // Обсерватория культуры. 2020. Т. 17, № 2. С. 187—200. DOI: 10.25281/2072-3156-2020-17-2-187-200.

20. Юань Цзе. Поиски корней национальной культуры и сопротивление ассимиляции. Возрождение шаманской культуры североамериканских индейцев // Журнал Высшей школы Китайской академии общественных наук. 2013. № 2. C. 99—103. (Кит. яз.).

21. Ма Южэнь. Примитивные религиозные ритуалы и внутренний общий путь создания древних мифов // В поисках. 2016. № 4. C. 188—192. (Кит. яз.).


Рецензия

Для цитирования:


Чжэн С. Роль иммерсивных искусств в интерпретации традиционных феноменов культуры. Обсерватория культуры. 2023;20(4):377-385. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-377-385

For citation:


Zheng X. The Role of Immersive Arts in Interpreting Traditional Cultural Phenomena. Observatory of Culture. 2023;20(4):377-385. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-377-385

Просмотров: 410


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)