Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Грибоедовский бал в системе исторических бальных танцевальных традиций

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-102-111

Реферат

В статье рассматривается бальная танцевальная практика, свойственная культуре русского общества начала XVIII — XIX века. Бальная традиция представляет собой «полифункциональный социокультурный феномен», реализующий важные функции культуры, активизирующий процесс эстетического и этического воспитания личности, вовлеченной в исторические бальные события. Историческая бальная культура — одна из форм социокультурной практики дворянства, участвовавшего в танцевальных торжествах согласно установленному бальному конструкту, имеющему церемониальную форму и свою эстетическую стилистику. Одним из основных побудительных мотивов увлечения балами было стремление части образованного дворянства к собственной социализации внутри сословия. Период расцвета бальной танцевальной традиции пришелся на вторую половину XVIII — первую половину XIX века. После проведения императорского придворного бала в 1904 г. в Зимнем дворце Санкт-Петербурга традиция данного вида торжеств была прервана. В 1980-х — начале 1990-х гг. усилиями энтузиастов-реконструкторов бальные танцевальные программы начали возрождаться. В современной России сложился институт клубов исторических бальных танцев, постепенно формируется институциональная среда субъектов, занятых изучением и пропагандой бальных исторических традиций.

Для бальной культуры характерен целый спектр развивающих функций, способствующих формированию социально адаптированной личности. Автор предлагает дополнить коммуникативно-маркетинговую группу функций, свойственную возрождающимся историческим бальным традициям, функцией социальной мифологизации. В доказательство данного тезиса определяются свойства бальной культуры как социального мифа, который обладает рациональностью (сознательностью), концептуальной разработанностью (церемониальностью), эстетической направленностью, наличием интенции, коммуникационной, презентационной или маркетинговой целями у вовлеченных в нее групп людей.

Символический опыт реконструкторов по воссозданию исторических танцев носит во многом мифологемный характер, привлекательный для части современной молодежи и взрослого населения. Увлеченные под руководством опытных хореографов бальной культурой, они создают запоминающиеся эстетические бальные символы, вовлекая в данный процесс меценатов и своих сторонников. Грибоедовские бальные программы исторического танца являются частью рассматриваемой в статье институциональной среды, соответствуют стилистике дворянской эпохи, имеют церемониально-развлекательный контекст и способствуют популяризации культурного наследия великого русского драматурга и дипломата А.С. Грибоедова.

Об авторе

Алексей Сергеевич Чертков
Московский университет им. С.Ю. Витте
Россия

кафедра рекламы и человеческих ресурсов,
заведующий кафедрой

2-й Кожуховский проезд, д. 12, стр. 1, Москва, 115432, Россия

кандидат исторических наук

ORCID 0009-0004-9990-2887; SPIN 8179-3764



Список литературы

1. Михневич В.О. Исторические этюды русской жизни. Т. 1—3. Санкт-Петербург : Тип. Ф. Сущинского, 1879. Т. 1 : Очерк истории музыки в России в культурно-общественном отношении. [4], VIII, 359 с.

2. Шубинский С.Н. Первые балы в России // Исторические очерки и рассказы. Санкт-Петербург : Тип. А.С. Суворина, 1911. С. 52—64.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Москва : Прогресс : Универс, 1994. Т. 1. 912 с.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва : ОНИКС 21 век, 2005. 896 с.

5. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция. Москва : Дом славянской книги, 2009. 959 с.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). [2-е изд.]. Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2008. 412 с.

7. Захарова О.Ю. Русский бал XVIII — начала XX века: танцы, костюмы, символика. Москва : Центрполиграф, 2010. 293 с.

8. Ефремова И.В. Бал в контексте теоретического осмысления // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 1 (43). С. 19—25.

9. Колесникова А.В. Бал в истории русской культуры : дис. … канд. культурологии. Санкт-Петербург, 1999. 286 с.

10. Леонавичус А.В. Хронотоп бала в русской литературе (к истокам традиции) // Новый филологический вестник. 2015. № 4 (35). С. 32—46.

11. Антонова Е.Л., Туркина В.Г. Бал как образ жизни русского дворянства // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 55—56. С. 89—97.

12. Беловинский Л.В. Культура русской повседневности. Москва : Высшая школа, 2008. 766 с.

13. Никитина Е.А. Бал как культурная практика // Человек в мире культуры. 2012. № 2. С. 50—53.

14. Алякринская М.А. Танец как элемент государственной политики в русской культуре первой половины XVIII века // Управленческое консультирование. 2012. № 1. С. 203—212.

15. Ефремова И.В. Бал как полифункциональное социокультурное явление // Культура. Наука. Творчество : сборник научных статей. Минск : Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2018. С. 229—233.

16. Ульяновский А.В. Пролегомены социальной мифологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 7, № 21-1. С. 137—150.

17. Ульяновский А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. Санкт-Петербург : Питер, 2005. 539 с.

18. Сосновская А.М., Маслеева В.В. Экономика впечатлений: реконструкция исторических практик культурного наследия Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. 2018. № 4. С. 172—181. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-4-172-181.

19. Шостакович С.В. Дипломатическая деятельность А.С. Грибоедова. Москва : Соцэкгиз, 1960. 294 с.

20. Фомичев С.А. Александр Грибоедов. Биография. Санкт-Петербург : Вита Нова. 2012. 511 с.

21. Чертков А.С. А.С. Грибоедов. Начало. Персидская миссия 1818—1823 гг. Якутск : Якутия, 2020. 409 с.

22. Леонавичус А.В. Бал-скандал: «Горе от ума», «Мертвые души», «Двойник» // Новый филологический вестник. 2013. № 3 (26). С. 88—101.

23. Чертков А.С. Литературно-дипломатический эксплораториум «А.С. Грибоедов» как форма реализации научно-образовательных программ // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 1 (42). С. 15—20. DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-15-20.

24. Чертков А.С. Игровые технологии в преподавании гуманитарных дисциплин: грибоедовский квесторий // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 4 (41). С. 59—64. DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-59-64.


  • Бальная культура имеет прочную традицию в российском обществе. Она восходит к петровским временам, продолжена передовой частью дворянства. Феномен бальной традиции реализует важные функции культуры, активизирует процесс эстетического и этического воспитания личности.
  • Реконструкторы и участники исторических танцевальных программ заинтересованы в сохранении мифологемного свойства бальной традиции.  На основе представлений о прошлом сегодня адаптируются лучшие образцы бальной культуры к современным практикам. В целом это оказывает благотворное влияние на создание привлекательных эстетических программ и бальных символов.
  • Грибоедовские бальные программы исторического танца дополняют палитру балов, соответствуют стилистике дворянской эпохи и светских салонов.

Рецензия

Для цитирования:


Чертков А.С. Грибоедовский бал в системе исторических бальных танцевальных традиций. Обсерватория культуры. 2024;21(1):102-111. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-102-111

For citation:


Chertkov A.S. Griboyedov’s Ball in the System of Historical Ballroom Dancing Traditions. Observatory of Culture. 2024;21(1):102-111. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-102-111

Просмотров: 731


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)