Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Черты постановочного почерка Вячеслава Самодурова

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-76-85

Реферат

Вячеслав Владимирович Самодуров является одним из ярких хореографов-постановщиков в современном российском балете. Несмотря на то что в настоящее время В.В. Самодуров является свободным художником, вступившим в новый этап своей творческой биографии, важной вехой на пути мастера является его постановочная деятельность, осуществленная в 2011—2023 гг., в период его работы в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета («Урал Опера Балет»). Постановки екатеринбургского периода позволяют сделать вывод о чертах стиля В.В. Самодурова, которые определяют творческий облик мастера. Вместе с тем до настоящего времени его творчество периода работы с труппой «Урал Опера Балет» не подвергалось комплексному искусствоведческому анализу. Данный факт выявляет актуальность темы статьи.

Цель исследования заключается в выявлении характерных для постановочного почерка В.В. Самодурова черт, проявившихся в период его деятельности на посту хореографа труппы «Урал Опера Балет». Новизна статьи заключается в том, что впервые в исследовании научного характера обобщены и систематизированы черты постановочного стиля В.В. Самодурова. На основе проведенного компаративного анализа его постановок, осуществленных в екатеринбургский период творческой биографии мастера, были сделаны обобщения, свидетельствующие о сочетании в постановочном стиле мастера традиционных и индивидуальных новаторских черт, определяющих творческий облик хореографа.

Об авторе

Денис Николаевич Хисамов
Институт современного искусства
Россия

факультет хореографии, кафедра искусства балетмейстера,
аспирант

Новозаводская ул., д. 27а, Москва, 121309, Россия

ORCID 0009-0005-7375-9282; SPIN 7770-7940



Список литературы

1. Галайда А. Вячеслав Самодуров: Романтизм — это побег // Ведомости : сетевое издание. 2016. 21 июня. URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/characters/2016/06/22/646241-vyacheslav-samodurov-romantizm-eto-pobeg (дата обращения: 02.02.2024).

2. Клепикова И. «Послушный мальчик. Но с характером» // Областная газета : [сайт]. URL: https://www.oblgazeta.ru/culture/18023/ (дата обращения: 02.02.2024).

3. Гордеева А. «Минорные сонаты» — балет без сюжета, поэтому хореограф Слава Самодуров объяснял артистам, «про что движение» // Time Out. Санкт-Петербург. 2010. № 13 (199). URL: https://www.timeout.ru/spb/feature/12198 (дата обращения: 02.02.2024).

4. Федоренко Е. Вячеслав Самодуров: «В Большом театре скучаю по Екатеринбургу» // Культура : электронная газета. 2016. 19 июня. URL: https://portal-kultura.ru/articles/theater/136806-vyacheslav-samodurov-tanets-sposoben-govorit-sam-za-sebya (дата обращения: 02.02.2024).

5. Королек Б. Вячеслав Самодуров: «Екатеринбургский балет — это атомный реактор» // Музыкальное обозрение : газета. 2018. № 8 (432—434). URL: https://muzobozrenie.ru/vyacheslav-samodurov-ekaterinburgskij-balet-e-to-atomny-j-reaktor (дата обращения: 02.02.2024).

6. Шеломенцева М.А. Балетные новации Вячеслава Самодурова в хореографической культуре Екатеринбурга // Аудиовизуальная платформа современной культуры : материалы Международной научной конференции в рамках XV Колосницынских чтений (Екатеринбург, 20—21 ноября 2020 г.). Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 149—154.

7. Хисамов Д.Н. Балет без границ Вячеслава Самодурова: формирование стиля танцовщика на европейской сцене // Обсерватория культуры. 2023. Т. 20, № 3. С. 242—249. DOI: 10.25281/2072-3156-2023-20-3-242-249.

8. Баркалова Е.В. Современные балеты в контексте терминологических проблем хореографического искусства // Общество: философия, история, культура. 2022. № 3 (95). С. 187—191. DOI: 10.24158/fik.2022.3.31.

9. Гродникова С.А. Классический балет в контексте современной художественной культуры // Культура. Наука. Творчество : XIV Международная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию Великой Победы и 45-летию Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск, 14 мая 2020 г.). Минск : Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2020. С. 182—185.

10. Груцынова А.П. Балет в пространстве современного театра. Москва : Триумф, 2015. 186 с.

11. Нестеров В.Н. Отражение основных тенденций русской культуры первой трети XX века в русском балете // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 6. С. 78—81.

12. Светлов В.Я. Современный балет. Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2009. 285 с.

13. Хабарова В.А. XX век — век русского балета // Традиции и инновации в пространстве современной культуры : материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Липецк, 15—16 апреля 2021 г.) / редкол.: А.Н. Тарасов, Д.А. Беляев, Ю.В. Караваева [и др.]. Липецк : Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. С. 177—180.

14. Desmond J.C. Embodying Difference: Issues in Dance and Cultural Studies // Meaning in Motion: New Cultural Studies of Dance. 3-rd printing. Durham, NC & London : Duke University Press, 2003. P. 29—54. DOI: 10.1515/9780822397281-003.

15. Meaning in Motion: New Cultural Studies of Dance / ed. by Jane C. Desmond. 3-rd printing. Durham, NC & London : Duke University Press, 2003. 398 p.

16. Куриленко Е.Н. Музыка и хореография. Вопросы взаимодействия // Теория и история искусства. 2021. № 1/2. С. 181—210.

17. Кудинова И.Н. Музыка как одно из выразительных средств в хореографии // Музыка о детях и для детей: традиции и новаторство : материалы научно-практического семинара (Липецк, 18 апреля 2017 г.). Липецк : Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. С. 55—57.

18. Приказ короля : буклет / Урал Опера Балет. Екатеринбург, 2018. 89 с.

19. Пичуева А.А. Воссоздание классических произведений прошлого в современной культуре (на примере балета «Наяда и рыбак» в Екатеринбургском театре «Урал Опера Балет») // Аудиовизуальная платформа современной культуры : материалы Международной научной конференции в рамках XV Колосницынских чтений (Екатеринбург, 20—21 ноября 2020 г.). Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 98—104.

20. Попова К.В. Хореографическая интерпретация произведений русской классической литературы зарубежными хореографами в XXI веке // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022. № 4 (81). С. 64—80.

21. Скляревская И. Игры с артефактами // Петербургский театральный журнал. 2018. № 2 (92). URL: https://ptj.spb.ru/archive/92/music-theatre-92/igry-sartefaktami/ (дата обращения: 02.02.2024).

22. Хрущ А. Абсурдная премьера: Урал Балет исполнил «Приказ короля» // Global city : интернет-журнал. 2018. 13 октября. URL: https://globalcity.info/article/13/10/2018/15286 (дата обращения: 02.02.2024).


  • Статья посвящена анализу постановочного стиля хореографа Вячеслава Самодурова в период его работы с труппой УралОпераБалет.
  • В постановках Самодуров обращается к классическим сюжетам, но дает им новое прочтение, обновляет музыкальную основу и хореографический язык.
  • Для спектаклей Самодурова характерны сквозное драматургическое развитие, полифоничность хореографического текста, тяготение к абстрактным формам.
  • В балетах Самодурова прослеживается эволюция от ироничности и гротеска к усилению эмоционально-чувственного начала.
  • По мнению автора, в последних работах Самодуров тяготеет к условно-символическому воплощению тем и сюжетов.

Рецензия

Для цитирования:


Хисамов Д.Н. Черты постановочного почерка Вячеслава Самодурова. Обсерватория культуры. 2024;21(1):76-85. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-76-85

For citation:


Khisamov D.N. The Features of Vyacheslav Samodurov’s Staging Style. Observatory of Culture. 2024;21(1):76-85. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-76-85

Просмотров: 288


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)