Черты постановочного почерка Вячеслава Самодурова
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-76-85
Реферат
Вячеслав Владимирович Самодуров является одним из ярких хореографов-постановщиков в современном российском балете. Несмотря на то что в настоящее время В.В. Самодуров является свободным художником, вступившим в новый этап своей творческой биографии, важной вехой на пути мастера является его постановочная деятельность, осуществленная в 2011—2023 гг., в период его работы в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета («Урал Опера Балет»). Постановки екатеринбургского периода позволяют сделать вывод о чертах стиля В.В. Самодурова, которые определяют творческий облик мастера. Вместе с тем до настоящего времени его творчество периода работы с труппой «Урал Опера Балет» не подвергалось комплексному искусствоведческому анализу. Данный факт выявляет актуальность темы статьи.
Цель исследования заключается в выявлении характерных для постановочного почерка В.В. Самодурова черт, проявившихся в период его деятельности на посту хореографа труппы «Урал Опера Балет». Новизна статьи заключается в том, что впервые в исследовании научного характера обобщены и систематизированы черты постановочного стиля В.В. Самодурова. На основе проведенного компаративного анализа его постановок, осуществленных в екатеринбургский период творческой биографии мастера, были сделаны обобщения, свидетельствующие о сочетании в постановочном стиле мастера традиционных и индивидуальных новаторских черт, определяющих творческий облик хореографа.
Об авторе
Денис Николаевич ХисамовРоссия
факультет хореографии, кафедра искусства балетмейстера,
аспирант
Новозаводская ул., д. 27а, Москва, 121309, Россия
ORCID 0009-0005-7375-9282; SPIN 7770-7940
Список литературы
1. Галайда А. Вячеслав Самодуров: Романтизм — это побег // Ведомости : сетевое издание. 2016. 21 июня. URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/characters/2016/06/22/646241-vyacheslav-samodurov-romantizm-eto-pobeg (дата обращения: 02.02.2024).
2. Клепикова И. «Послушный мальчик. Но с характером» // Областная газета : [сайт]. URL: https://www.oblgazeta.ru/culture/18023/ (дата обращения: 02.02.2024).
3. Гордеева А. «Минорные сонаты» — балет без сюжета, поэтому хореограф Слава Самодуров объяснял артистам, «про что движение» // Time Out. Санкт-Петербург. 2010. № 13 (199). URL: https://www.timeout.ru/spb/feature/12198 (дата обращения: 02.02.2024).
4. Федоренко Е. Вячеслав Самодуров: «В Большом театре скучаю по Екатеринбургу» // Культура : электронная газета. 2016. 19 июня. URL: https://portal-kultura.ru/articles/theater/136806-vyacheslav-samodurov-tanets-sposoben-govorit-sam-za-sebya (дата обращения: 02.02.2024).
5. Королек Б. Вячеслав Самодуров: «Екатеринбургский балет — это атомный реактор» // Музыкальное обозрение : газета. 2018. № 8 (432—434). URL: https://muzobozrenie.ru/vyacheslav-samodurov-ekaterinburgskij-balet-e-to-atomny-j-reaktor (дата обращения: 02.02.2024).
6. Шеломенцева М.А. Балетные новации Вячеслава Самодурова в хореографической культуре Екатеринбурга // Аудиовизуальная платформа современной культуры : материалы Международной научной конференции в рамках XV Колосницынских чтений (Екатеринбург, 20—21 ноября 2020 г.). Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 149—154.
7. Хисамов Д.Н. Балет без границ Вячеслава Самодурова: формирование стиля танцовщика на европейской сцене // Обсерватория культуры. 2023. Т. 20, № 3. С. 242—249. DOI: 10.25281/2072-3156-2023-20-3-242-249.
8. Баркалова Е.В. Современные балеты в контексте терминологических проблем хореографического искусства // Общество: философия, история, культура. 2022. № 3 (95). С. 187—191. DOI: 10.24158/fik.2022.3.31.
9. Гродникова С.А. Классический балет в контексте современной художественной культуры // Культура. Наука. Творчество : XIV Международная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию Великой Победы и 45-летию Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск, 14 мая 2020 г.). Минск : Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2020. С. 182—185.
10. Груцынова А.П. Балет в пространстве современного театра. Москва : Триумф, 2015. 186 с.
11. Нестеров В.Н. Отражение основных тенденций русской культуры первой трети XX века в русском балете // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 6. С. 78—81.
12. Светлов В.Я. Современный балет. Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2009. 285 с.
13. Хабарова В.А. XX век — век русского балета // Традиции и инновации в пространстве современной культуры : материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Липецк, 15—16 апреля 2021 г.) / редкол.: А.Н. Тарасов, Д.А. Беляев, Ю.В. Караваева [и др.]. Липецк : Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. С. 177—180.
14. Desmond J.C. Embodying Difference: Issues in Dance and Cultural Studies // Meaning in Motion: New Cultural Studies of Dance. 3-rd printing. Durham, NC & London : Duke University Press, 2003. P. 29—54. DOI: 10.1515/9780822397281-003.
15. Meaning in Motion: New Cultural Studies of Dance / ed. by Jane C. Desmond. 3-rd printing. Durham, NC & London : Duke University Press, 2003. 398 p.
16. Куриленко Е.Н. Музыка и хореография. Вопросы взаимодействия // Теория и история искусства. 2021. № 1/2. С. 181—210.
17. Кудинова И.Н. Музыка как одно из выразительных средств в хореографии // Музыка о детях и для детей: традиции и новаторство : материалы научно-практического семинара (Липецк, 18 апреля 2017 г.). Липецк : Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. С. 55—57.
18. Приказ короля : буклет / Урал Опера Балет. Екатеринбург, 2018. 89 с.
19. Пичуева А.А. Воссоздание классических произведений прошлого в современной культуре (на примере балета «Наяда и рыбак» в Екатеринбургском театре «Урал Опера Балет») // Аудиовизуальная платформа современной культуры : материалы Международной научной конференции в рамках XV Колосницынских чтений (Екатеринбург, 20—21 ноября 2020 г.). Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 98—104.
20. Попова К.В. Хореографическая интерпретация произведений русской классической литературы зарубежными хореографами в XXI веке // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022. № 4 (81). С. 64—80.
21. Скляревская И. Игры с артефактами // Петербургский театральный журнал. 2018. № 2 (92). URL: https://ptj.spb.ru/archive/92/music-theatre-92/igry-sartefaktami/ (дата обращения: 02.02.2024).
22. Хрущ А. Абсурдная премьера: Урал Балет исполнил «Приказ короля» // Global city : интернет-журнал. 2018. 13 октября. URL: https://globalcity.info/article/13/10/2018/15286 (дата обращения: 02.02.2024).
- Статья посвящена анализу постановочного стиля хореографа Вячеслава Самодурова в период его работы с труппой УралОпераБалет.
- В постановках Самодуров обращается к классическим сюжетам, но дает им новое прочтение, обновляет музыкальную основу и хореографический язык.
- Для спектаклей Самодурова характерны сквозное драматургическое развитие, полифоничность хореографического текста, тяготение к абстрактным формам.
- В балетах Самодурова прослеживается эволюция от ироничности и гротеска к усилению эмоционально-чувственного начала.
- По мнению автора, в последних работах Самодуров тяготеет к условно-символическому воплощению тем и сюжетов.
Рецензия
Для цитирования:
Хисамов Д.Н. Черты постановочного почерка Вячеслава Самодурова. Обсерватория культуры. 2024;21(1):76-85. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-76-85
For citation:
Khisamov D.N. The Features of Vyacheslav Samodurov’s Staging Style. Observatory of Culture. 2024;21(1):76-85. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-76-85