Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Креативный сектор инновационной образовательной среды вузов культуры

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-228-240

Полный текст:

Реферат

В статье обосновывается необходимость разработки новых методологических подходов к изучению творческих (креативных) индустрий, развитие которых в условиях цифровизации в вузах культуры и искусства занимает значительное место. Авторами обозначен круг проблем, чтобы вывести их из разряда второстепенных, сконцентрировав внимание научного сообщества на инновациях в вузах культуры, меняющих представление об их роли в социально-экономическом развитии территорий. Ориентация на инновационные процессы и активное внедрение новых цифровых технологий формирует основания для создания современной образовательной экосистемы. Появление таких систем предполагает критическую рефлексию относительно эффективности научно-технологических изменений и ненамеренных последствий для социума, а также анализ успешных практик и позитивного опыта. На примере деятельности Казанского государственного института культуры авторы раскрывают особенности создания и функционирования Инжинирингового центра, Центра прототипирования, появление бизнес-стартапов, проведение научных исследований в творческих вузах в целом. Перспективы участия образовательных экосистем в модернизации региона оцениваются как позитивные, получающие социально-экономическую поддержку, которая отвечает стратегическим задачам территориального развития. По мнению авторов, в условиях цифровизации только в совокупности с бережно охраняемыми и воспроизводящимися в процессе обучения в вузах традиционными практиками культурно-досуговой, исполнительской, библиотечной деятельности возможна реализация стратегии государственной культурной политики России как условия сохранения многообразия ее самобытной культуры и цивилизационной идентичности. Делается вывод о принципиально новом квалификационном паспорте выпускника вуза культуры и искусства, готового к вызовам цифровой эпохи, что повышает его конкурентоспособность на рынке труда.

Об авторах

Ольга Николаевна Астафьева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Институт государственной службы и управления,
научно-образовательный центр «Гражданское общество и социальные коммуникации»,
директор

кафедра ЮНЕСКО,
профессор

Вернадского просп., д. 82, стр. 1, Москва, 119571, Россия

доктор философских наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ в области культуры

ORCID 0000-0001-8727-6322; SPIN 2917-4546



Роза Шайхайдаровна Ахмадиева
Казанский государственный институт культуры
Россия

ректор

Оренбургский тракт, д. 3, Казань, 420059, Россия

доктор педагогических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Республики Татарстан

ORCID 0000-0002-1583-3975; SPIN 8245-3966



Список литературы

1. Смирнов А.В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. Москва : Языки славянской культуры, 2001. 504 с.

2. Бузгалин А.В. Креативная [пост]экономика: от социофилософского к политико-экономическому осмыслению // Вопросы философии. 2023. № 6. С. 45—56. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-6-45-56.

3. Астафьева О.Н., Малыгина И.В. Российская культура в контексте динамики экономических стратегий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 4. С. 15—26. DOI: 10.24412/1997-0803-2022-4108-15-26.

4. Кузнецова Т.В., Токарева А.А. Факторы формирования культуры интеллектуальной собственности // Обсерватория культуры. 2022. Т. 19, № 5. С. 452—459. DOI: 10.25281/2072-3156-2022-19-5-452-459.

5. Горушкина С.Н., Царева Е.Г., Суконкина П.А. Народная художественная культура как сфера применения современных инструментов интеллектуальной собственности: оценка готовности отрасли // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. 2022. № 5 (50). URL: http://theoryofculture.ru/issues/127/1578/ (дата обращения: 28.06.2023).

6. Неретин О.П., Томашевская Е.А. Традиционные знания и традиционные выражения культуры как аспект интеллектуальной собственности: проблемы выявления и охраны // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 5. С. 540—549. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-5-540-549.

7. Музычук В.Ю. Основные направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 5. С. 49—63. DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10056.

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» : Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 15, ч. 1—4. Ст. 1750.

9. О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» : Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 22. Ст. 3823.

10. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий : Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 231 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 18. Ст. 3052.

11. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 49. Ст. 6887.

12. Луман Н. Дифференциация / пер. с нем. Б. Скуратов. Москва : Логос, 2006. 320 с.

13. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года : [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 15. Ст. 2534.

14. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года : [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 № 2613-р] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 40. Ст. 6877.

15. Тихонов А.А. Онтологические аспекты инновационной деятельности // Инновационный потенциал науки. Эпистемологический анализ / отв. ред. В. Бажанов. Москва : Канон+, 2013. C. 18—38.

16. Каптерев А.И. Концептуальные основания цифровой трансформации библиотек // Библиотековедение. 2023. Т. 72. № 1. С. 7—20. DOI: 10.25281/0869-608X-2023-72-1-7-20.

17. Астафьева О.Н. Модели и дискурсы современной культурной политики: культурологическое осмысление // Культурное наследие — от прошлого к будущему : научное издание. Москва ; Санкт-Петербург : Институт Наследия, 2022. С. 303—328.

18. Акбердина В.В., Василенко Е.В. Инновационная экосистема: теоретический обзор предметной области // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18, № 3. С. 462—473. DOI: 10.31063/2073-6517/2021.18-3.10.

19. Об утверждении государственной программы Республики Татарстан «Научно-технологическое развитие Республики Татарстан» : Постановление Кабинета Министров Республика Татарстан от 27.12.2022 № 1429 // Официальный портал правовой информации Республики Татарстан. URL: https://pravo. tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=1184046 (дата обращения: 28.06.2023).

20. Неретин О.П. Интеллектуальный суверенитет экономики России : монография. Москва : Федеральный институт промышленной собственности, 2022. 166 с.

21. Кравченко С.А. Социология цифровизации : учебник для вузов. Москва : Юрайт, 2021. 236 c.

22. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года : [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 11. Ст. 1552.

23. Атлас креативных индустрий Российской Федерации / сост.: Т. Журавлева, И. Токарев, О. Гай. Москва : Агентство стратегических инициатив, 2021. 558 с.

24. Андреева О.Ю., Суздалева Г.Р. Цифровые платформы для образования как экосистемы // Шумпетеровские чтения = Schumpeterian Readings : материалы Девятой Международной научно-практической конференции (28—29 января 2022 г.). Пермь, 2022. Т. 1. С. 125—136.

25. Ветчинова М.Н. Формирование новой образовательной реальности: экосистемный подход // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 78—86. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-78-86.

26. Мансурова С.Е. Феномен цифровых и образовательных экосистем: гуманитарный контекст // Ценности и смыслы. 2021. № 6 (76). С. 62—73. DOI: 10.24412/2071-6427-2021-6-62-73.

27. Прокофьева Е.Н. Предпосылки развития образовательных экосистем // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 53—59. DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.006.

28. Об утверждении Концепции формирования культурной компетенции личности в Республике Татарстан до 2030 года : Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.11.2021 № 1056 // Официальный портал правовой информации Республики Татарстан. URL: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=860151 (дата обращения: 29.06.2023).

29. Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Романова В.В. Экономический потенциал сферы культуры и досуга в России и странах ОЭСР // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. № 2 (46). С. 98—117. DOI: 10.31737/2221-2264-2020-46-2-5.

30. Томюк О.Н., Дьячкова М.А., Кириллова Н.Б., Дудчик А.Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. № 42 (6). С. 422—434. DOI: 10.32744/pse.2019.6.35.

31. Лисенкова А.А. Управление цифровой репутацией учреждений культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 6 (110). С. 106—112. DOI: 10.24412/1997-0803-2022-6110-106-112.

32. Астафьева О.Н., Никонорова Е.В., Шибаева Е.А. Гуманитарные журналы в системе межкультурных научных коммуникаций: библиометрический анализ и его интерпретация // Обсерватория культуры. 2019. Т. 16, № 6. С. 640—651. DOI: 10.25281/2072-3156-2019-16-6-640-651

33. Научные исследования в библиотеках: тематика, организация, представление результатов : монография / Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина ; отв. ред. А.Ю. Самарин ; предисл. В.В. Дуда. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Пашков дом, 2023. 326 с.

34. Астафьева О.Н., Никонорова Е.В., Шлыкова О.В. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 5. С. 516-531. DOI 10.25281/2072-3156-2018-15-5-516-531.

35. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. Москва, 2021. 471 с.


Рецензия

Для цитирования:


Астафьева О.Н., Ахмадиева Р.Ш. Креативный сектор инновационной образовательной среды вузов культуры. Обсерватория культуры. 2023;20(3):228-240. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-228-240

For citation:


Astafyeva O.N., Akhmadieva R.S. The Creative Sector of the Innovative Educational Environment Among Universities of Culture. Observatory of Culture. 2023;20(3):228-240. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-228-240

Просмотров: 114


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)