Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Образы скифо-сибирского звериного стиля в сибирской неоархаике

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-46-60

Реферат

В статье рассматривается сибирская неоархаика как направление современного искусства, зародившееся в начале ХХ века. Цель исследования — проследить этапы становления сибирской неоархаики как стиля от возникновения до сегодняшнего дня, выявить художников, работавших в рамках этого направления с использованием образов скифо-сибирского звериного стиля. Важными исследовательскими задачами являются ответ на вопрос о причинах появления мотивов скифского искусства в работах современных художников и анализ способов художественных заимствований в различных видах искусства. Актуальность работы заключается в том, что современный социум (и искусство) находится в процессе поиска самоидентичности и обращение к древним традициям и культурам — один из самых доступных инструментов на этом пути.

На основе сравнительного метода и визуального анализа ряда произведений, включающих образы скифского звериного стиля, автором были выявлены художники, которые являются яркими представителями сибирской неоархаики и с 1960-х гг. до настоящего времени внесли значимый вклад в историю искусства. Анализу предшествовал этап изучения автобиографий живописцев и интервьюирования некоторых ныне живущих мастеров, позволяющий сделать вывод о причинах их обращения к столь узкой теме внутри широкого направления сибирской неоархаики, а также выявить факторы, определяющие формирование авторского стиля. В хронологическом порядке проанализированы работы десяти художников, проведены однозначные визуальные параллели с конкретными памятниками скифского искусства, обозначены методы художественного заимствования и приемы. Выполнен обзор, который можно считать первым практическим шагом на пути определения круга мастеров, фактически создавших данное направление. Выявлены стилистические черты сибирской неоархаики, формирующие предпосылки для складывания методологической базы изучения произведений данного стиля, перспективного направления искусствоведческих исследований.

Об авторе

Татьяна Владимировна Зенина
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
Россия

кафедра анимации и медиадизайна,
старший преподаватель

Соляной переулок, д. 13, Санкт-Петербург, 191028, Россия

ORCID 0000-0002-5564-7173; SPIN 1879-5463



Список литературы

1. Маточкин Е.П. Археоарт Сибири // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2010. № 5. С. 227—232.

2. Рещикова И.П. Этноархаика в современном сибирском культурном пространстве // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов : материалы Международной научно-практической конференции к 80-летию со дня рождения известного ученого-тувиноведа С.И. Вайнштейна (Кызыл, 5—8 сентября 2006) / сост. А.О. Дыртык-оол, У.П. Опей-оол. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 2006. С. 346—358.

3. Николаева Л.Ю. Особенности художественного языка сибирской неоархаики // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2019. № 1 (1). С. 107—113.

4. Галыгина О.М. Сибирская неоархаика // Искусство Евразии. 2015. № 1 (1). С. 135—138. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011.

5. Чирков В.Ф. Искусство Сибири: история вопроса в фактологическом и историографическом аспектах. К постановке проблемы // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2019. № 1 (1). С. 99—105.

6. Артамонов М.И. Сокровища саков. Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы. Минусинские бронзы. Сибирское золото. Москва : Искусство. 1973. 278 с.

7. Лисицына Я.Ю. Обратный региональный эффект общесоюзной унификации (на примере союза художников Восточной Сибири) // Обсерватория культуры. 2021. Т. 18, № 2. С. 212—223. DOI: 10.25281/2072-3156-2021-18-2-212-223.

8. Объединение художников и 1-я художественная выставка // Сибирские огни. 1927. № 3 : май — июнь. С. 232—235.

9. Октябрьская И.В., Самушкина Е.В. Этнокультурный ренессанс в современной Сибири: общая характеристика и региональный опыт (на примере Республики Алтай и Республики Хакасия) // Вестник Томского государственного университета. Серия: История. 2016. № 4 (42). С. 73—79. DOI: 10.17223/19988613/42/13.

10. Белобородов В.К. «Мифы тайги и тундры» // Югра. 1993. № 12 (26). С. 11—14.

11. Козлитина Е.В. Произведения хакасских художников в фондах Новокузнецкого художественного музея // Новокузнецкий художественный музей : [офиц. сайт]. [2023]. URL: https://artkuznetsk.ru/proizvedeniya-hakasskih-hudozhnikov/ (дата обращения: 17.01.2024).

12. Художественная практика. XXI век. Урал, Сибирь, Дальний Восток : материалы межрегион. науч.-практ. конф. Новокузнецк, 21 августа 2019 г. / сост. Т.М. Высоцкая. Новокузнецк : Союз художников России, Новокузнецкое городское отделение, 2019. 150 с.

13. Сибирский миф. Голоса территорий: образы и символы архаических культур в современном творчестве : живопись — графика — скульптура — декоративно-прикладное искусство — объект — инсталляция — медиа-арт : Омск, Барнаул, Горно-Алтайск, Новосибирск, Тюмень / [Ф. Буреева и др.]. Омск : Экипаж, 2005. 95 с.

14. Ломанова Т.М. Отражение сибирской идентичности в искусстве конца ХХ — начала XXI веков // Культура и искусство. 2020. № 4. С. 1—14. DOI: 10.7256/2454-06.25.2020.4.32188.

15. Кичигина А.Г. Явление неоархаики в современном искусстве Сибири. В поисках определения // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2007. № 1 (51). С. 183—187.

16. Прошкина О.А. Неоархаика в изобразительном искусстве Сибири рубежа XX—XXI вв. // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 4 (12). С. 11.

17. Руденко С.И. Сибирская коллекция Петра I. Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1962. 52 с.

18. Николай Яковлевич Третьяков : [биография] : [электронный ресурс] // Артхив : [сайт]. URL: https://artchive.ru/artists/63172~Nikolaj_Jakovlevich_Tret’jakov/biography (дата обращения: 25.12.2023).

19. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1953. 404 с.

20. Капустин Ю.Н. Четыре вектора в творчестве : живопись, графика, керамика, эмаль : [альбом]. Москва ; Барнаул : Алтайский дом печати, 2011. 126 с.

21. Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья : историко-археологическое исследование. Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1950. Ч. 1—2. 412 с.

22. Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы» (ак-алахинские курганы). Новосибирск : Наука, 1994. 125 с.

23. Руденко C.И. Древнейшая «скифская» татуировка // Советская этнография. 1949. № 3. С. 133—143.

24. Белокурова С.М. Константы кочевой культуры в творчестве художника Шоя Чурука // Искусство Евразии. 2019. № 3 (14). С. 105—114. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.007.

25. Чугунов К.В. Аржан-1 и Аржан-2: сравнительный анализ // Новые исследования Тувы. 2009. № 3. С. 176—186.

26. Ливанов В.Б. Агния, дочь Агнии : сказание о скифах. Санкт-Петербург : Азбука, 2010. 126 с.

27. Балаш А.Н. Поэтика мифа в современном академическом изобразительном искусстве : графические работы Хамида Савкуева к повести Василия Ливанова «Агния, дочь Агнии. Сказание о скифах» // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 2020. № 12. С. 1017—1035. DOI: 10.24411/2713-2021-2020-00031.

28. Сухарева А.А. Образы скифской мифологии в творчестве художника Николая Марци // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусства). 2021. № 4 (30). С. 45—52. DOI: 10.32340/2414-9101-2021-4-45-52.

29. Баркова Л.Л. Резные изображения животных на саркофаге из 2-го Башадарского кургана // Археологический сборник. Материалы и исследования по археологии СССР. Контакты и взаимодействие культур Евразии. Вып. 25. Ленинград, 1984. С. 83—89.

30. Сны Сибири: Сибирь и Дальний Восток в археологии и современном искусстве : [альбом-путеводитель по выставке] / авт-сост.: Н.Ю. Смирнов, К.А. Светляков. Москва : Кучково поле Музеон, 2022. 288 с.

31. Королькова Е.Ф. Между прошлым и будущим : Даши Намдаков : [электронный каталог выставки Д. Намдакова]. [2012—2023]. URL: https://dashi-art.com/uploads/publication/Dashi_pub_Korolkova_ru.pdf (дата обращения: 17.01.2024).


  • Актуальности сибирской неоархаики как художественного течения обосновано желанием найти истинные истоки творческого потенциала человечества.
  • Создание новых форм в искусстве сопровождается трансцендентным процессом трансформации архаичных образов в современные концепции и рождает новые актуальные формы искусства.
  • Отражение скифо-сибирский звериного стиля в искусстве сопровождает историю искусства с тех пор, как появились первые свидетельства существования скифов. Одним из первых в своем творчестве к искусству скифов обратился художник и исследователь Н.К. Рерих.
    Основные методы художественного заимствования, которые используют мастера «неоархаисты» для создания современных форм искусства — это цитата, реминисценция и деконструкция. При этом архитектоника древнего стиля остается неизменной.

Рецензия

Для цитирования:


Зенина Т.В. Образы скифо-сибирского звериного стиля в сибирской неоархаике. Обсерватория культуры. 2024;21(1):46-60. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-46-60

For citation:


Zenina T.V. Images of Scythian-Siberian Animal Style in Siberian Neoarchaics. Observatory of Culture. 2024;21(1):46-60. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-46-60

Просмотров: 504


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)