Между двумя мирами: образ диббука на современной оперной сцене
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-86-94
Реферат
Статья посвящена теме художественного воплощения древнееврейской легенды о диббуке на современной оперной сцене. Предания о неприкаянной душе грешника, «застрявшей» между двумя мирами — миром живых и миром мертвых, нашли отражение в творчестве известных еврейских писателей рубежа XIX—XX веков. Первое яркое преломление в драматургии они получили в пьесе «Меж двух миров (Дибук)» (1915) выдающегося фольклориста и этнографа Семена Акимовича Ан-ского. История о диббуке, услышанная Ан-ским во время фольклорных экспедиций по Волыни и Подолии, переосмысливается драматургом, обрастает сложными литературными и философскими коннотациями. Драматическая пьеса буквально пропитана музыкой: песнями, танцами, молитвами и хасидскими напевами, один из которых — «Мипней ма» в жанре нигун — становится лейтмотивом произведения. Шедевр Ан-ского, отразивший специфику бытовой, культурной и религиозной жизни хасидской общины начала XX в., породил целый ряд музыкально-театральных сочинений — более десяти за последнее столетие (оперы Л. Рокки, Д. Тамкина, балет Л. Бернстайна и др.). В статье рассматривается мультимедийная камерная опера «Диббук. Между двумя мирами» (2007) израильско-американского композитора Офера Бен-Амотца сквозь призму диалога с первоисточником. Ранее музыкальное творчество Бен-Амотца в отечественном искусствоведении не изучалось, что предопределило новизну избранной темы. Музыкант по-своему интерпретирует основные идеи драматической пьесы Ан-ского, представляя образ диббука как аллегорию пограничного существования между двумя мирами, обращается к традиционной музыкальной культуре иудаизма (проводит напев «Мипней ма» в качестве лейтмотива оперы, выносит на первый план тембры скрипки и кларнета, использует особые приемы звукоизвлечения на этих инструментах, ассоциирующиеся с музицированием в клезмерских капеллах, стилизует фольклор еврейских местечек).
Об авторе
Анна Евгеньевна КромРоссия
кафедра истории музыки,
профессор
Пискунова ул., д. 40, Нижний Новгород, 603950, Россия
доктор искусствоведения
ORCID 0000-0002-6121-2766; SPIN 7200-3379
Список литературы
1. Мочалова В.В. Еврейская демонология: фольклор и литературная традиция // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурной традиции : сборник статей / Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» ; Международный центр университетского преподавания еврейской цивилизации (Еврейский университет, Иерусалим) ; Институт славяноведения РАН. Москва : Пробел-2000, 2002. С. 101—136. URL: https://inslav.ru/publication/mezhdu-dvumya-mirami-predstavleniya-o-demonicheskom-i-potustoronnem-v-slavyanskoy-i (дата обращения: 05.02.2024).
2. Носенко-Штейн Е.Э. Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе : (их генезис, эволюция и некоторые особенности в сефардских и восточных общинах) // Восточная демонология: от народных верований к литературе / [отв. ред. Н.И. Никулин, А.Р. Садокова] ; Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Москва : Наследие, 1998. С. 214—257.
3. Каспина М.М. Диббук и Икота. Рассказы о вселении злого духа в человека в еврейской и славянской традиции // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурной традиции : сборник статей / Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» ; Международный центр университетского преподавания еврейской цивилизации (Еврейский университет, Иерусалим) ; Институт славяноведения РАН. Москва : Пробел-2000, 2002. С. 163—176. URL: https://inslav.ru/publication/mezhdu-dvumya-mirami-predstavleniya-o-demonicheskom-i-potustoronnem-v-slavyanskoy-i (дата обращения: 05.02.2024).
4. Терлецкая Д.В. Представления о шофаре в поучениях поздних духовных лидеров хасидского движения «Хабад» (XIX—XXI вв.) // Известия Алтайского государственного университета. 2011. Т. 2, № 2 (70). С. 253—257. URL: https://izvestia.asu.ru/2011/2-2/cult/02.ru.html (дата обращения: 05.02.2024).
5. Минкина О.Ю. Коза и депутаты: «еврейская политика» конца XVIII — начала XIX в. в фольклоре «черты оседлости» // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 315—327. URL: https://anthropologie.kunstkamera.ru/06/2009_11 (дата обращения: 05.02.2024).
6. Морозов К.Н., Морозова А.Ю. «…Состарился и сутулился от избытка еврейства и народничества» : писатель, неонародник, этнограф Семен Акимович Ан-ский // С.А. Ан-ский Народ и книга. Опыт характеристики народного читателя. Москва : Common place, 2017. С. 7—28.
7. Жиртуева Н.С. Хасидизм в контексте компаративного анализа мистических традиций мира // Вестник славянских культур. 2017. Т. 44, № 2. С. 21—31. URL: http://www.vestnik-sk.ru/russian/archive/2017/n-2/n.-s.-zhirtueva (дата обращения: 05.02.2024).
8. Ан-ский С.А. Меж двух миров (Дибук) // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / РАН [и др.] ; сост. и науч. ред.: В.В. Иванов. Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2004. Вып. 3. С. 9—63.
9. Клочкова Ю.В. Мир легенд и преданий в пьесе С. Ан-ского «Меж двух миров» («Дибук») // Дергачевские чтения — 2016. Русская словесность: диалог культурно-национальных традиций : материалы XII Всероссийской научной конференции (Екатеринбург, 13—14 октября 2016 г.) : к 70-летию Объединенного музея писателей Урала. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2017. С. 324—333.
10. Хаздан Е.В. Нигун как явление традиционной еврейской музыкальной культуры : на материале общины «ХаБаД Любавич» : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург : Российский институт истории искусств, 2008. 23 с.
11. Zemtsovsky I. The Musical Strands of An-sky’s Texts and Contexts // The Worlds of S. An-sky : A Russian Jewish Intellectual at the Turn of the Century. Stanford : Stanford University Press, 2006. Р. 203—231.
12. Cohen J. M. Between Two Art Forms: The Dybbuk in Music and Dance // The Dybbuk Century : The Jewish Play That Possessed the World / by ed. D. Caplan, R.M. Moss. University of Michigan Press, 2023. Р. 142—165. URL: https://www.jstor.org/stable/10.3998/mpub.11522250.12 (дата обращения: 05.02.2024).
13. Кузнецова Т. Пляски смерти в оперетте // Коммерсантъ. Weekend. 2001. 16 ноября. № 210. С. 17. URL: https://www.kommersant.ru/doc/291815 (дата обращения: 05.02.2024).
14. Учитель К.А. К диббук-проекту: о проблемах воплощения пьесы С.А. Ан-ского // Театрон. 2017. № 4 (22). С. 3—7. URL: https://www.rgisi.ru/elektronnyij-arxiv-nomerov?page=2 (дата обращения: 05.02.2024).
15. Слепович Д. Скрипка и кларнет в системе органологических предпочтений клезмеров в Восточной Европе // Материалы Одиннадцатой Международной междисциплинарной конференции по иудаике : в 2 ч. / Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» ; Институт славяноведения РАН. Москва : Пробел-2000, 2004. Ч. 2. С. 293—303. URL: https://inslav.ru/publication/materialy-odinnadcatoy-ezhegodnoy-mezhdunarodnoy-mezhdisciplinarnoy-konferencii-po (дата обращения: 05.02.2024).
16. Марковская-Шунькова З.И. Становление и развитие еврейской культурно-музыкальной традиции на территории Российской империи в XIX — начале XX столетия // Южно-Российский музыкальный альманах. 2014. № 3 (16). С. 26—31. URL: https://musalm.ru/2014-3-4-1.html (дата обращения: 05.02.2024).
17. Хаздан Е.В. Традиционная музыкальная культура // Евреи / отв. ред. Т.Г. Емельяненко, Е.Э. Носенко-Штейн ; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Институт востоковедения РАН. Москва : Наука, 2018. С. 363—377.
18. Береговский М.Я. Еврейская народная инструментальная музыка / общ. ред. М. Гольдина. Москва : Советский композитор, 1987. 280 с.
19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. Москва : Российское библейское общество, 1997. 1371 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кром А.Е. Между двумя мирами: образ диббука на современной оперной сцене. Обсерватория культуры. 2024;21(1):86-94. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-86-94
For citation:
Krom A.E. Between Two Worlds: the Image of a Dybbuk on the Modern Opera Stage. Observatory of Culture. 2024;21(1):86-94. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-86-94