Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Между двумя мирами: образ диббука на современной оперной сцене

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-86-94

Реферат

Статья посвящена теме художественного воплощения древнееврейской легенды о диббуке на современной оперной сцене. Предания о неприкаянной душе грешника, «застрявшей» между двумя мирами — миром живых и миром мертвых, нашли отражение в творчестве известных еврейских писателей рубежа XIX—XX веков. Первое яркое преломление в драматургии они получили в пьесе «Меж двух миров (Дибук)» (1915) выдающегося фольклориста и этнографа Семена Акимовича Ан-ского. История о диббуке, услышанная Ан-ским во время фольклорных экспедиций по Волыни и Подолии, переосмысливается драматургом, обрастает сложными литературными и философскими коннотациями. Драматическая пьеса буквально пропитана музыкой: песнями, танцами, молитвами и хасидскими напевами, один из которых — «Мипней ма» в жанре нигун — становится лейтмотивом произведения. Шедевр Ан-ского, отразивший специфику бытовой, культурной и религиозной жизни хасидской общины начала XX в., породил целый ряд музыкально-театральных сочинений — более десяти за последнее столетие (оперы Л. Рокки, Д. Тамкина, балет Л. Бернстайна и др.). В статье рассматривается мультимедийная камерная опера «Диббук. Между двумя мирами» (2007) израильско-американского композитора Офера Бен-Амотца сквозь призму диалога с первоисточником. Ранее музыкальное творчество Бен-Амотца в отечественном искусствоведении не изучалось, что предопределило новизну избранной темы. Музыкант по-своему интерпретирует основные идеи драматической пьесы Ан-ского, представляя образ диббука как аллегорию пограничного существования между двумя мирами, обращается к традиционной музыкальной культуре иудаизма (проводит напев «Мипней ма» в качестве лейтмотива оперы, выносит на первый план тембры скрипки и кларнета, использует особые приемы звукоизвлечения на этих инструментах, ассоциирующиеся с музицированием в клезмерских капеллах, стилизует фольклор еврейских местечек).

Об авторе

Анна Евгеньевна Кром
Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки
Россия

кафедра истории музыки,
профессор

Пискунова ул., д. 40, Нижний Новгород, 603950, Россия

доктор искусствоведения

ORCID 0000-0002-6121-2766; SPIN 7200-3379



Список литературы

1. Мочалова В.В. Еврейская демонология: фольклор и литературная традиция // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурной традиции : сборник статей / Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» ; Международный центр университетского преподавания еврейской цивилизации (Еврейский университет, Иерусалим) ; Институт славяноведения РАН. Москва : Пробел-2000, 2002. С. 101—136. URL: https://inslav.ru/publication/mezhdu-dvumya-mirami-predstavleniya-o-demonicheskom-i-potustoronnem-v-slavyanskoy-i (дата обращения: 05.02.2024).

2. Носенко-Штейн Е.Э. Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе : (их генезис, эволюция и некоторые особенности в сефардских и восточных общинах) // Восточная демонология: от народных верований к литературе / [отв. ред. Н.И. Никулин, А.Р. Садокова] ; Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Москва : Наследие, 1998. С. 214—257.

3. Каспина М.М. Диббук и Икота. Рассказы о вселении злого духа в человека в еврейской и славянской традиции // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурной традиции : сборник статей / Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» ; Международный центр университетского преподавания еврейской цивилизации (Еврейский университет, Иерусалим) ; Институт славяноведения РАН. Москва : Пробел-2000, 2002. С. 163—176. URL: https://inslav.ru/publication/mezhdu-dvumya-mirami-predstavleniya-o-demonicheskom-i-potustoronnem-v-slavyanskoy-i (дата обращения: 05.02.2024).

4. Терлецкая Д.В. Представления о шофаре в поучениях поздних духовных лидеров хасидского движения «Хабад» (XIX—XXI вв.) // Известия Алтайского государственного университета. 2011. Т. 2, № 2 (70). С. 253—257. URL: https://izvestia.asu.ru/2011/2-2/cult/02.ru.html (дата обращения: 05.02.2024).

5. Минкина О.Ю. Коза и депутаты: «еврейская политика» конца XVIII — начала XIX в. в фольклоре «черты оседлости» // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 315—327. URL: https://anthropologie.kunstkamera.ru/06/2009_11 (дата обращения: 05.02.2024).

6. Морозов К.Н., Морозова А.Ю. «…Состарился и сутулился от избытка еврейства и народничества» : писатель, неонародник, этнограф Семен Акимович Ан-ский // С.А. Ан-ский Народ и книга. Опыт характеристики народного читателя. Москва : Common place, 2017. С. 7—28.

7. Жиртуева Н.С. Хасидизм в контексте компаративного анализа мистических традиций мира // Вестник славянских культур. 2017. Т. 44, № 2. С. 21—31. URL: http://www.vestnik-sk.ru/russian/archive/2017/n-2/n.-s.-zhirtueva (дата обращения: 05.02.2024).

8. Ан-ский С.А. Меж двух миров (Дибук) // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / РАН [и др.] ; сост. и науч. ред.: В.В. Иванов. Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2004. Вып. 3. С. 9—63.

9. Клочкова Ю.В. Мир легенд и преданий в пьесе С. Ан-ского «Меж двух миров» («Дибук») // Дергачевские чтения — 2016. Русская словесность: диалог культурно-национальных традиций : материалы XII Всероссийской научной конференции (Екатеринбург, 13—14 октября 2016 г.) : к 70-летию Объединенного музея писателей Урала. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2017. С. 324—333.

10. Хаздан Е.В. Нигун как явление традиционной еврейской музыкальной культуры : на материале общины «ХаБаД Любавич» : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург : Российский институт истории искусств, 2008. 23 с.

11. Zemtsovsky I. The Musical Strands of An-sky’s Texts and Contexts // The Worlds of S. An-sky : A Russian Jewish Intellectual at the Turn of the Century. Stanford : Stanford University Press, 2006. Р. 203—231.

12. Cohen J. M. Between Two Art Forms: The Dybbuk in Music and Dance // The Dybbuk Century : The Jewish Play That Possessed the World / by ed. D. Caplan, R.M. Moss. University of Michigan Press, 2023. Р. 142—165. URL: https://www.jstor.org/stable/10.3998/mpub.11522250.12 (дата обращения: 05.02.2024).

13. Кузнецова Т. Пляски смерти в оперетте // Коммерсантъ. Weekend. 2001. 16 ноября. № 210. С. 17. URL: https://www.kommersant.ru/doc/291815 (дата обращения: 05.02.2024).

14. Учитель К.А. К диббук-проекту: о проблемах воплощения пьесы С.А. Ан-ского // Театрон. 2017. № 4 (22). С. 3—7. URL: https://www.rgisi.ru/elektronnyij-arxiv-nomerov?page=2 (дата обращения: 05.02.2024).

15. Слепович Д. Скрипка и кларнет в системе органологических предпочтений клезмеров в Восточной Европе // Материалы Одиннадцатой Международной междисциплинарной конференции по иудаике : в 2 ч. / Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» ; Институт славяноведения РАН. Москва : Пробел-2000, 2004. Ч. 2. С. 293—303. URL: https://inslav.ru/publication/materialy-odinnadcatoy-ezhegodnoy-mezhdunarodnoy-mezhdisciplinarnoy-konferencii-po (дата обращения: 05.02.2024).

16. Марковская-Шунькова З.И. Становление и развитие еврейской культурно-музыкальной традиции на территории Российской империи в XIX — начале XX столетия // Южно-Российский музыкальный альманах. 2014. № 3 (16). С. 26—31. URL: https://musalm.ru/2014-3-4-1.html (дата обращения: 05.02.2024).

17. Хаздан Е.В. Традиционная музыкальная культура // Евреи / отв. ред. Т.Г. Емельяненко, Е.Э. Носенко-Штейн ; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Институт востоковедения РАН. Москва : Наука, 2018. С. 363—377.

18. Береговский М.Я. Еврейская народная инструментальная музыка / общ. ред. М. Гольдина. Москва : Советский композитор, 1987. 280 с.

19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. Москва : Российское библейское общество, 1997. 1371 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кром А.Е. Между двумя мирами: образ диббука на современной оперной сцене. Обсерватория культуры. 2024;21(1):86-94. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-86-94

For citation:


Krom A.E. Between Two Worlds: the Image of a Dybbuk on the Modern Opera Stage. Observatory of Culture. 2024;21(1):86-94. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-86-94

Просмотров: 256


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)