Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Феномен творческого наследия в социогуманитарном дискурсе

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-116-123

Реферат

Основная идея статьи заключается в обращении к феномену творческого наследия как самостоятельному базовому концепту современных социогуманитарных исследований. Проанализировав определенный корпус трудов в сфере меморативных культурных практик, авторы пришли к выводу об отсутствии в данном дискурсивном поле инструментального различения концептов «культурная память», «художественное наследие», «творческое наследие». Новизна исследования заключается в анализе специфики концепта «творческое наследие», а также его роли в современной социогуманитаристике в целом и искусствоведении в частности. Поскольку область прикладного интереса авторов лежит в сфере конкретного вида искусства — танца, практические выводы делаются применительно к ней. Подчеркивается, что наряду с общепринятыми методами исследования в заданном дискурсивном пространстве — типологическим, структурным, функциональным, биографическим — для изучения творческого наследия той или иной личности (творческой группы) в истории искусства могут быть использованы предложенные ранее одним из соавторов метод гуманитарного блокчейна и концепт «художественный код эпохи». Делается акцент на актуальности данной исследовательской политики в контексте текущей геополитической повестки, реализующейся на наших глазах практики «культуры отмены» и, соответственно, необходимости разработки эффективных проектов в сфере государственной культурной политики, формирующих контуры культурной памяти и национальной идентичности. Особую актуальность проблема выявления, изучения и сохранения творческого наследия как части культурного наследия приобретает в реалиях современного исторического этапа — «ранней цифровой эры», сопровождающейся стремительным развитием цифровых технологий, включающих деструктивные, типа дипфейка. Особо отмечается практический потенциал разработки данного концепта, позволяющий непротиворечиво сохранять традиции и новации в художественной деятельности, использовать как сформировавшийся массив культурного наследия различного уровня, так и потенциал креативных культурных индустрий.

Об авторах

Елена Эдуардовна Дробышева
Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой
Россия

кафедра балетмейстерского образования,
профессор

Зодчего Росси ул., д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия

доктор философских наук

ORCID 0000-0002-5713-6756; SPIN 3988-3860



Анна Витальевна Русских
Государственный академический Большой театр России;Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой
Россия

Государственный академический Большой театр России,
артистка балета

Театральная пл., д. 1, Москва, 125009, Россия

Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой,
кафедра балетмейстерского образования,
соискатель

Зодчего Росси ул., д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия

ORCID 0000-0003-3469-2685; SPIN 7231-7701



Список литературы

1. Schröder J., Carta M., Hartmann S. Creative Heritage. JOVIS. 2019. 128 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/366621523_Creative_Heritage (дата обращения: 25.03.2024).

2. ArtsIT, Interactivity and Game Creation: Creative Heritage: New Perspectives from Media Arts and Artificial Intelligence : 10th EAI International Conference, ArtsIT 2021Virtual Event, December 2—3, 2021, Proceedings / ed. by J. Bernhardt, M. Wölfel, S. Thiel. Springer Publ., 2022, vol. 422. 470 p. DOI: 10.1007/978-3-030-95531-1.

3. Rizzi C. Heritage Metabolism: Matera as a Cultural Capital. URL: https://www.academia.edu/36869364/Heritage_Metabolism_Matera_as_Cultural_Capital (дата обращения: 25.03.2024).

4. Carvajal Pérez D., Le Masson P., Weil B., Araud A., Chaperon V. Creative heritage: Overcoming tensions between innovation and tradition in the luxury industry // Creativity and Innovation Management. 2020. Vol.29, is. S1. P. 140–151. DOI: 10.1111/caim.12378.

5. Дробышева Е.Э. К методологии гуманитарных наук: трансформации подходов в исследованиях архитектоники культуры // Международный журнал исследований культуры. 2023. № 2 (51). С. 6—19. DOI: 10.52173/2079-1100_2023_2_6.

6. Дробышева Е.Э. Культурная память как аксиологический регулятор // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. Вып. 7 (862). С. 150—157. DOI: 10.52070/2542-2197_2022_7_862_150.

7. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М.М. Сокольской. Москва : Языки славянской культуры, 2004. 363 с.

8. Нора П. Франция — память / пер. с фр. Д. Хапаевой. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. 325 с.

9. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / [пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина]. Москва : Новое издательство, 2007. 346 с.

10. Шоленташ Э. Лексико-семантическое поле «память» в поэтическом языке Н.А. Некрасова и А.А. Ахматовой : автореф. дис. … канд. филол. наук / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 2019. 24 с.

11. Шуб М.Л. Социальная, коллективная и культурная память: новый подход к определению смысловых границ понятий // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 1. С. 4—11. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-1-4-11.

12. Костина Е.Н. Память и забвение: диалектика феноменов: социально-философский анализ : автореф. дис. … канд. филос. наук / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2013. 21 с.

13. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900837 (дата обращения: 25.03.2024).

14. Рыбак К.Е. Музей в нормативной системе: историко-культурологический анализ : автореф. дис. … д-ра культурологии / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2006. 35 с.

15. Копсергенова А.А. Культурное наследие: философские аспекты анализа : дис. … канд. филос. наук / Ставропольский государственный университет. Ставрополь, 2008. 184 c.

16. Лисицкий А.В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития : автореф. дис. … канд. культурологии / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. Москва, 2004. 20 с.

17. Малкина Л.Н. Творчество иркутских художников как феномен культурного наследия: вторая половина XX века : дис. … канд. культурологии / Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств. Улан-Удэ, 2011. 167 с.

18. Соловьева С.В. Художественный образ и наследие // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Философия. 2015. Т. 17, № 1. С. 218—221.

19. Наследие художественное // Эстетика : словарь / под общ. ред. А.А. Беляева. Москва : Политиздат. 1989. С. 225.

20. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение : лекция. Москва : Московский государственный институт культуры, 1992. 29 с.

21. Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества. Москва : Правда, 1989. 607 с.

22. Хайдеггер М. Исток художественного творения : избранные работы разных лет / [пер. с нем. А.В. Михайлова]. Москва : Академический проект, 2008. 527 с. (Философские технологии).

23. Ваганова И.Б. Творческое наследие Н.М. Дудинской и К.М. Сергеева в контексте развития советского балетного искусства: на материалах личного архива артистов : автореф. дис. … канд. искусствоведения / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Санкт-Петербург, 2010. 18 с.

24. Васильева Н.В. Творчество Галины Уствольской в аспекте «новой сакральности» : автореф. дис. … канд. искусствоведения / Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки. Нижний Новгород, 2004. 23 с.

25. Виницкая Н.В. Анализ творческого наследия композитора в контексте теории социально-историческойобусловленности развития искусства : на примере произведений А.В. Анохина : автореф. дис. … канд. филос. наук / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2004. 23 c.

26. Дубровин А.А. Творческая личность и духовное наследие Н.А. Львова : автореф. дис. … д-ра искусствоведения / Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова. Москва, 2004. 57 с.

27. Комлик Н.Н. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры : дис. … д-ра филол. наук. Тамбов, 2001. 457 с.

28. Мазур М.М. Композитор Юлия Вейсберг: личность и творческое наследие : по материалам архивов Санкт-Петербурга : автореф. дис. … канд. искусствоведения / Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург, 2002. 23 с.

29. Афанасьева И.А. Лабиринты «поворотов» в современном искусстве: лингвистический, иконический, визуальный // Обсерватория культуры. 2023. Т. 20, № 2. С. 188—196. DOI: 10.25281/2072-3156-2023-20-2-188-196.


  • В трудах искусствоведов, историков культуры и искусства, филологов, эстетиков активно используются такие понятия, как «художественное наследие», «культурное наследие», «творческое наследие». Однако, концептуально феномен творческого наследия пока не стал предметом исследовательского внимания.
  • Актуальная социокультурная реальность требует от гуманитаристики постоянного обновления как методологического инструментария, так и понятийного аппарата.
  • В статье представлен авторский взгляд на феномен творческого наследия в дискурсе меморативных теорий и практик, предложено рабочее определение.

Рецензия

Для цитирования:


Дробышева Е.Э., Русских А.В. Феномен творческого наследия в социогуманитарном дискурсе. Обсерватория культуры. 2024;21(2):116-123. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-116-123

For citation:


Drobysheva E.E., Russkih A.V. The Phenomenon of Creative Heritage in Socio-Humanitarian Discourse. Observatory of Culture. 2024;21(2):116-123. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-116-123

Просмотров: 435


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)