Философский анализ хореографического языка: природа и специфика танцевальной выразительности
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-188-198
Реферат
Продуктивный анализ языка хореографического искусства с целью определения специфики танцевальной выразительности требует решения трех основных задач. Первая — объяснение механизма функционирования кинетического языка; вторая — выделение в нем выразительных возможностей танца, пантомимы и пластики; третья — понимание онтологических оснований двигательной активности человека в танце. Решение поставленных задач в рамках только культурологического или семиотического подходов не представляется возможным. При подобном рассмотрении феномен танца оказывается интерпретированным согласно его представленности в художественной культуре, в контексте его функционирования в процессе семиозиса, а танцевальные движения изначально наделяются коммуникативными свойствами. Решение поставленных задач проводилось на уровне философской рефлексии. Было определено, что человеку в результате ассоциации идей и впечатлений в его сознании свойственно наделять все воспринимаемые им объекты и явления действительности смыслом. Ассоциация идей и впечатлений в сознании человека, таким образом, и является функциональным основанием кинетического языка. Но подобным способом наделяться смысловым значением может абсолютно любое проявление двигательной активности человека. Поэтому в кинетическом языке были выделены танец, пантомима и пластика — три родственных выразительных средства, использующих в качестве материала телодвижения человека. Поскольку понимание природы танцевальных движений невозможно на основе их внешних особенностей, была предложена гипотеза, согласно которой сами эти особенности обусловлены внутренним душевным состоянием танцующего человека. Танец был определен как вид двигательной активности человека, генетически связанный с «аффектом радости» и направленный на поддержание и сохранение его действия. Сделан вывод: специфика танцевальной выразительности заключается в трансляции уникального душевного состояния человека, которое характеризуется ощущением единства подъема жизненной силы тела и возросшей способности души чувствовать и воспринимать жизнь в ее полноте.
Об авторе
Тимофей Георгиевич КрысанковРоссия
хореографический факультет, кафедра искусства балетмейстера,
доцент
Орджоникидзе ул., д. 36а, Челябинск, 454091, Россия
ORCID 0000-0002-9067-1144; SPIN 6987-6191
Список литературы
1. Захаров Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. Москва : Искусство, 1989. 235 с.
2. Герасимова И.А. Танец: эволюция кинестезического мышления // Эволюция. Язык. Познание. Москва : Языки русской культуры, 2000. С. 84—112.
3. Новерр Ж.Ж. Письма о танце. Санкт-Петербург : Лань, 2007. 382 с.
4. Дункан А. Танец будущего. Москва : Заря, [1908]. 31 с.
5. Фокин М.М. Против течения : воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов. Статьи, интервью и письма. Ленинград : Искусство. Ленинградское отд-ние. 1981, 510 с.
6. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. Москва : Искусство, 1972. 215 с.
7. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. Москва : Искусство, 1964. 368 с.
8. Бежар М. Мгновение в жизни другого : мемуары. Москва : В/О Союзтеатр, 1989. 237 с.
9. Лукиан. Сочинения : [в 2 т.]. Т. 2. Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. 536 с.
10. Платон. Законы. Москва : Мысль, 1999. 830 с.
11. Жак-Далькроз Э. Ритм. Москва : Классика-XXI, 2001. 248 с.
12. Gauthier B. François Delsarte et le jeu classiquede l’acteur // L’Annuaire théâtral. 2011. № 49. P. 175—187. URL: https://www.erudit.org/fr/revues/annuaire/2011-n49-annuaire0114/1009310ar.pdf (дата обращения: 12.02.2024).
13. Laban R. The mastery of movement. London : Macdonald & Evans. 1971. 186 с. URL: https://archive.org/details/masteryofmovemen0000laba/mode/2up (дата обращения: 12.02.2024).
14. Лангер С. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства. Москва : Республика, 2000. 286 с.
15. Schlemmer O. Briefe und Tagebücher. München, 1958. 217 p.
16. Худеков С.Н. Всеобщая история танца. Москва : Эксмо, 2009. 606 с.
17. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. Москва : Искусство, 1987. 556 с.
18. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. Ленинград : Искусство. Ленинградское отделение, 1975. 125 с.
19. Карп П.М. О балете. Москва : Искусство. 1967. 228 с.
20. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. [Москва] : [Искусство], 1971. 302 с.
21. Ромм В.В. Танец в эволюции человека. Исследование археологических объектов культуры с изображением танца : монография. LAP LAMBERT Academic Publ., 2011. 440 с.
22. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце : учебное пособие. Москва : Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2011.469 с.
23. Меланьин А.А. Методы анализа танцевального движения : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Москва, 2010. 24 с.
24. Рязанова Ю.Н. Новые средства выразительности в балетном искусстве XX века (к проблеме соотношения традиции и новаторства) : дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2016. 208 с.
25. Сироткина И.Е. Танец: опыт понимания : эссе, знаменитые хореографические постановки и перформансы, антология текстов о танце. Москва : Бослен, 2020. 253 с.
26. Кириллов А.П. Язык танца: историко-системно-семиотическая разработка и обоснование : монография. Москва : Московский государственный университет культуры и искусства, 2004. 472 с.
27. Жиленко М.Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве : дис. ... канд. культурологических наук. Москва, 2000. 191 с.
28. Гевленко Ю.А. Семиотический анализ танца // Вестник Томского государственного университета, 2009. № 320. С. 87—89.
29. Луговая Е.К. Философия танца. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. 128 с.
30. Вычужанова Л.К. Язык хореографии: философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2009. 173 с.
31. Сироткина И.Е. Дискретное и континуальное в танце // Вопросы философии. 2016. № 10. С. 132—142.
32. Сироткина И.Е. Танец как практическая философия: категории «естественное» и «искусственное» в танце // Новые российские гуманитарные исследования. 2009. № 4. С. 8.
33. Тарасова О.И. Художественное время в пространстве танца // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. № 1. С. 150—157.
34. Атитанова Н.В. Танец как смысловая универсалия: От выразительного движения к «движению» смысла : дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2000. 163 с.
35. Сокольчик А.Н. Танцующее тело как идеальная материя для выражения мысли // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 3. С. 291—295.
36. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Москва : Канон, 2017. 287 с.
37. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Ленинград : Советский писатель, 1987. 446 с.
38. Крылова Н.Б. Культурология образования. Москва : Народное образование, 2000. 269 с.
39. Матушкина М.В. Танец и мышление в немецкой философии искусства конца XX — начала XXI века // Теория и практика общественного развития. 2014. № 7. С. 17—20.
40. Бейнс С. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн. Москва : Artguide Editions, 2018. 311 с.
41. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. Москва : Эксмо-пресс, 2022. 448 с.
42. Джозеф С.Х. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. Москва : Новое слово, 2004. 109 с.
43. Юм Д. Сочинения : в 2 т. Москва : Мысль, 1996. Т. 1. Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. 736 с.
44. Крысанков Т.Г. К проблемным вопросам философии танца: семиотический и онтологический аспекты танцевальных движений // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 4. С. 604—612. DOI: 10.17072/2078-7898/2021-4-604-612.
45. Спиноза Б. Этика / пер. с лат. В.И. Модестова. Минск : Харвест ; Москва : АСТ, 2001. 336 с.
- Существующее разнообразие хореографических произведений требует исследования хореографического языка.
- Язык хореографического искусства — кинетический язык.
- Кинетический язык использует возможности трёх выразительных средств: пантомимы, пластики и танца.
- Выразительные возможности танца позволяют транслировать уникальное душевное состояние человека, переживающего «аффект радости».
Рецензия
Для цитирования:
Крысанков Т.Г. Философский анализ хореографического языка: природа и специфика танцевальной выразительности. Обсерватория культуры. 2024;21(2):188-198. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-188-198
For citation:
Krysankov T.G. Philosophical Analysis of Choreographic Language: The Nature and Specificity of Dance Expressiveness. Observatory of Culture. 2024;21(2):188-198. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-188-198