Принципы и метафизика модерна: к модернизации в Якутии
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-564-573
Реферат
В XXI в. актуальной темой является оценка динамики культурного развития этносов, проживающих в природно-климатических условиях Севера и Арктики и несущих консерватизм по отношению к своей традиционной культуре, ставшей основой многовекового выживания и адаптационной гибкости. В период тотальной релятивизации ценностей постмодерна важной остается задача взвешенного выбора опор в своем духовном наследии и исторической практике. Цель статьи — выявление потенциала модерна для этнических культур северо-востока России, испытавших незавершенную модернизацию на волне буржуазных преобразований и советской социокультурной модернизации в XIX—XX вв., определение вариантов развития культуры модерна на фоне тупиковости постмодерна, сковавшего продуктивные варианты развития «культуры традиций» феноменами глобальной массовой культуры.
Применены общенаучные методы и метод символьной онтологизации культуры, эксплицирующий синтез взаимодействия символьных конструктов метафизической и мифологической природы, лежащий в основе закономерностей этнокультурной динамики в эстетической сфере и органичных модернизационных преобразованиях в целом.
Показано, что метафизика модерна определяет динамическую устойчивость этнокультуры, позволяя осознать ее нераскрытый потенциал через принципы модерна, самостоятельно воспроизвести эти принципы, осуществляя переход этноса от культуры мимесиса к культуре рождения первичности. Качество модерновости (modernity) дарит чувство метафизической причастности саха к этапам эволюции европейской культуры, освобождая от мифологической предопределенности судьбы, в том числе интенсивным инновационным, наукоемким хозяйствованием. Синтетичная синергия «этно» и «модерна» выявляет потенциал роста культуры, институциализированный парадигмой этномодерна, разрешающего противоречия модерна, выводя этнокультуру на идею социокультурного и научно-технологического развития, достоинства и естественных прав человека.
Об авторе
Алексей Григорьевич ПудовРоссия
отдел энциклопедистики,
ведущий научный сотрудник
Ленина просп., д. 33, Якутск, 677007, Россия
кандидат философских наук, доцент
ORCID 0000-0001-6215-9461; SPIN 1902-7104
Список литературы
1. Степанянц М.Т. Проблемы цивилизационного развития в ведущих странах азиатского региона // Вопросы философии. 2022. № 7. С. 5—14. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-7-5-14.
2. Спирова Э.М. Философско-антропологическое содержание символа. Москва : Канон+ ; РООИ «Реабилитация», 2011. 336 с.
3. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. Москва : Школа «Языки русской культуры», 1997. 224 с.
4. Аллард Э. Сомнительные достоинства концепции модернизации // Социологические исследования. 2002. № 9. С. 60—66.
5. Аузан А. Культурные коды экономики: как изменить национальные особенности, не теряя лицо // Forbes.Ru : сетевое издание. 2021, 16 декабря. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/449683-kul-turnye-kody-ekonomiki-kak-izmenit-nacional-nye-osobennosti-ne-teraa-lico (дата обращения: 08.11.2023).
6. Федотова В.Г. Модернизация и культура. Москва : Прогресс-Традиция, 2016. 336 с.
7. Чэ Юйлин, Тэн Яньцзяо. Критика русской мыслью западной модернизации и ее современное звучание // Вопросы философии. 2023. № 3. С. 47—57. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-3-47-57.
8. Eisenstadt S.N. Multiple Modernities // Daedalus. 2000. Vol. 129, № 1. P. 1—29. URL: https://www.jstor.org/stable/20027613 (дата обращения: 08.11.2023).
9. Fourie E. A Future for the Theory of Multiple Modernities: Insights from the New Modernization Theory // Social Science Information. 2012. Vol. 51, № 1. P. 52—69. DOI: 10.1177/0539018411425850.
10. Naisbit J. Megatrends. Ten New Directions Transforming Our Lives. New York : Warner Books, Inc., 1982. 290 p.
11. Wang N. Globalisation as Glocalisation in China: A New Perspective // Third World Quarterly. 2015. Vol. 36, № 11. P. 2059—2074. URL: https://www.jstor.org/stable/43921026 (дата обращения: 08.11.2023).
12. Warren J. Cultures of Development : Vietnam, Brazil and the Unsung Vanguard of Prosperity. New York : Routledge, 2017. 202 p.
13. Романова Е.Н., Никифорова В.С. Эпическое наследие народа саха в XX веке: «советский эксперимент» // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12, № 3. С. 114—122.
14. Пудов А.Г. Идентификация продуктивной парадигмы художественной культуры Якутии // Обсерватория культуры. 2019. Т. 16, № 3. С. 251—262. DOI: 10.25281/2072-3156-2019-16-3-251-262.
15. Пудов А.Г. Ключевые парадигмы кодирования социальной реальности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5, ч. 1. С. 161—166. URL: https://www.gramota.net/materials/3/2011/5-1/41.html (дата обращения: 08.11.2023).
16. Пудов А.Г. Этномодерн — новая креативная парадигма художественной культуры Якутии // Манускрипт. 2019. Т. 12, № 4. С. 117—121. DOI: 10.30853/manuscript.2019.4.24.
17. Романова Е.Н., Добжанская О.Э. Антропология холода: методология, концепты, образы (на примере культурных традиций коренных народов Севера и Арктики) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 255—263. DOI: 10.17223/22220836/35/23.
18. Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима модерна / пер. с нем. Б. Хлебникова. Москва : Новое литературное обозрение, 2017. 272 с.
19. Волкова П. Мост через бездну. Вся история искусства в одной книге. Москва : АСТ, 2018. 688 с.
20. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 40—52. URL: https://coollib.net/b/615759-zhurnal-voprosyi-filosofii-voprosyi-filosofii-1992-n04/read (дата обращения: 08.11.2023).
21. Федотова В.Г. Культура в исторически меняющихся моделях модернизации // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 31—44. DOI: 10.17805/zpu.2016.4.2/
22. Подвойский Д.Г. Модерн // Большая российская энциклопедия. URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221721 (дата обращения: 08.11.2023).
23. Монина Н.П. Трансформация гносеологических установок в западной и отечественной культурах в эпоху премодерна и модерна: культурологический аспект // Культурное пространство Русского мира. 2019. № 1 (9). С. 7—14.
24. Розин В.М. От культуры модерна к «посткультуре» // Культура культуры. 2021. № 1. URL: http://cult-cult.ru/from-the-culture-of-modernity-to-the-post-culture/ (дата обращения: 08.11.2023).
25. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. Москва : Прогресс, 1985. 288 с.
26. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / пер. с нем. Москва : Весь Мир, 2003. 416 с.
27. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. Москва : Гардарики, 2006. 384 с.
28. Бэкон Ф. Сочинения в 2 томах / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Л. Субботина. Москва : Мысль, 1972. Т. 2. 582 c.
29. Декарт Р. Избранные произведения / ред. и вступ. ст. В.В. Соколова. Москва : Политиздат, 1950. 712 с.
30. 100-летие СССР: к вопросу извлечения исторических уроков для России и Якутии // Академия наук Республики Саха — Якутия : офиц. сайт : новости. 2022, 21 декабря. URL: http://yakutia.science/news/ 63a251dc41c126662513fc48/100-letie-SSSR-k-voprosu-izvlecheniya-istoricheskih-urokov-dlya-Rossii-i-Yakutii (дата обращения: 08.11.2023).
31. Пудов А.Г. Фактор устойчивости этнической культуры в глобальном мире: к концепции культурного федерализма // Обсерватория культуры. 2022. Т. 19, № 1. С. 4—14. DOI: 10.25281/2072-3156-2022-19-1-4-14.
32. Кондаков И.В. Русский масскульт: от барокко к пост- модерну : монография. Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2018. 544 с.
33. Аронов А.А. Рубеж XIX—XX веков: Золотой или Серебряный век русской культуры? // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2. С. 6—11.
34. Бердяев Н.А. Конец Ренессанса (к современному кризису культуры) // София : проблемы духовной культуры и религиозной философии : сборник статей / под ред. Н.А. Бердяева и при ближайшем участии Л.П. Карсавина и С.Л. Франка. Берлин : Обелиск, 1923. С. 21—46. URL: http://www.odinblago.ru/konec_renessansa (дата обращения: 08.11.2023).
35. Пудов А.Г. «Серебряный век» якутской культуры : сборник авторской публицистики об эпохе якутского культурного ренессанса: (к манифесту якутской модернизации и 100-летию ЯАССР). Якутск : Национальная библиотека Республики Саха (Якутия), 2023. 216 с.
- «Сможет ли якутская культура необратимо трансформироваться и, на каких принципах должны произойти изменения?». К этому сводится пафос данной статьи. Ключом преобразований становится переход от культуры мимесиса к “пионерной” культуре рождения первичности.
- Автор показал, что русский Серебряный век и якутский культурный ренессанс однопорядковые явления, сдвинутые на столетие. Культурный ренессанс является ответом культуры на тотальность знакового, подавляющего продуктивность символического сознания
- Заново открыть этносу родную культуру с позиции мировой культуры, предоставляет возможности «полюбить» ее, «испытать тоску» по мировой культуре через родное.
Рецензия
Для цитирования:
Пудов А.Г. Принципы и метафизика модерна: к модернизации в Якутии. Обсерватория культуры. 2023;20(6):564-573. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-564-573
For citation:
Pudov A.G. Principles and Metaphysics of Modernity: Towards Modernization in Yakutia. Observatory of Culture. 2023;20(6):564-573. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-564-573