Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Томас Бьюик — гравер, издатель, инноватор

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-5-526-535

Реферат

Статья посвящена проблеме пересмотра оценки творчества выдающегося британского гравера и издателя Томаса Бьюика. Традиционно оно рассматривается в русле общей истории развития гравюры, в основном не связанной ни с анималистикой, ни с научными изданиями. В связи с этим произведения Т. Бьюика, обладающие художественной значимостью, относятся к естественно-научным иллюстрациям и включены в научно-популярные издания. Ошибочность оценки его работ связана с распространенным стереотипом, в рамках которого научная иллюстрация считается чем-то низкохудожественным. В задачи настоящего исследования входит рассмотрение генезиса творчества Т. Бьюика с опорой на анализ его основных работ. Особый интерес представляет изучение художественных особенностей техники торцовой гравюры, которая благодаря Т. Бьюику обрела новую жизнь.

Прослежена эволюция творчества гравера, начиная с раннего этапа и заканчивая зрелым периодом, отмечена многогранность таланта Т. Бьюика в качестве не только гравера книжных иллюстраций, но и владельческих книжных знаков. Приведена характеристика техники торцовой гравюры, раскрываются инновационные приемы, благодаря которым Т. Бьюик вывел данный вид книжного иллюстрирования на новый уровень. Опираясь на мемуары Т. Бьюика, автор прослеживает историю создания его основных книг — «Всеобщей истории четвероногих» и «Истории британских птиц». Показано, что несмотря на использование собственных эскизов, дополнительными источниками при составлении Т. Бьюиком «Истории британских птиц» послужили иллюстрации из книг Ж. Бюффона и Г. Уайта. Дается анализ гравюр из этих изданий, которые хранятся в фондах научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки. Рассмотрены структурные особенности очерков «Всеобщей истории четвероногих». Особое внимание уделено стилю виньеток, которые являются неотъемлемой частью творческого кредо Т. Бьюика. Раскрываются такие черты иллюстраций Т. Бьюика, как реалистичность и использование юмористических жанровых сценок и шуток. Автор отмечает, что на позднем этапе творчества Т. Бьюик редко применяет черную перекрестную штриховку, используя вместо этого сочетание широких полей и тщательно выгравированных белых пятен. Выявлены наиболее существенные черты гравирования Т. Бьюика: принцип «белой линии», штриховка перекрестными и параллельными линиями, создание полутонов с помощью тончайших штрихов и мельчайших точек. Подчеркивается, что несмотря на то что иллюстрации Т. Бьюика публиковались в научно-популярных изданиях, благодаря высокохудожественному исполнению они оказали влияние на развитие научной иллюстрации. Делается вывод о том, что техника торцовой гравюры позволила моделировать объем изображения посредством белого штриха.

Об авторе

Ирина Сергеевна Болдырева
Библиотека по естественным наукам Российской академии наук
Россия

отдел комплектования информационными ресурсами,
главный библиотекарь-каталогизатор

Знаменка ул., д. 11/11, Москва, 119991, Россия

кандидат педагогических наук

ORCID 0000-0003-1992-1662; SPIN 5592-2059



Список литературы

1. Келейников И.В. Художественные особенности анималистической гравюры : историческая эволюция, теоретические аспекты : дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2002. 133 c.

2. Thomson D.C. The life and works of Thomas Bewick being an account of his career and achievements in art with a notice of the works of John Bewick. London: The Art Journal, 1882. 276 p.

3. Томас Бьюик художник-гравер : опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор произведений Т. Бьюика / сост. В. Масютин. Берлин : Нева, 1923. 109 с.

4. Donald D. Picturing animals in Britain, 1750—1850. New Haven ; London : Yale University Press [for] The Paul Mellon Centre for Studies in British Art, 2007. 377 p.

5. Коровкина Е.В. Иллюстрация в английской печати XVII—XIX веков: дис. … канд. филол. наук. Москва, 2005. 276 с.

6. Bain I. Bewick, Thomas (1753—1828), wood-engraver // Oxford Dictionary of National Biography. May 26, 2005. Oxford University Press. DOI: 10.1093/ref:odnb/2334.

7. Uglow J. Nature’s Engraver: A Life of Thomas Bewick. London : Faber and Faber, 2006. 320 p.

8. Бесчастнов Н.П. Основные этапы развития пейзажной графики // Вопросы культурологии. 2007. № 9. С. 36—40.

9. Турова В.В. Что такое гравюра. Москва : Советский художник, 1963. 64 с.

10. Tattersfield N. Bookplates by Beilby & Bewick: A Biographical Dictionary of Bookplates from the Workshop of Ralph Beilby, Thomas Bewick & Robert Bewick, 1760—1849. London ; New Castle : The British Library and Oak Knoll Press, 1999. 384 p.

11. Dixon H. Thomas Bewick and the North-Eastern Landscape // Northern Landscapes: Representations and Realities of North-East England. Woodbridge, 2010. P. 261—278.

12. Reynolds G. Thomas Bewick. London : Art and technics, 1949. 96 p.

13. Bewick T. A general history of quadrupeds. The figures engraved on wood by T. Bewick. Newcastle upon Tyne : printed by and for S. Hodgson, R. Beilby, & T. Bewick…, 1791. X, 483 p.

14. Bewick T. My Life / ed. by I. Bain. London : The Folio Society, 1981. 192 p.

15. Weekley M. Thomas Bewick. London : G. Cumberledge ; Oxford University Press, 1953. 224 p.

16. Atkinson G.C. Sketch of the life and works of the late Thomas Bewick // Transactions of the Natural History Society of Northumberland. Durham, and Newcastle upon Tyne. 1831. № 1. P. 132—159.

17. Bain I. Thomas Bewick: An illustrated record of his life and work. Newcastle upon Tyne: The Laing Gallery, Tyne and Wear County Council Museums, 1979. 112 p.

18. Searle A. Thomas Bewick’s cheeky woodcuts // The Guardian. 2009, 16 April. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2009/apr/16/thomas-bewick (дата обращения: 11.10.2023).

19. Robinson R. Thomas Bewick : his life and times. Newcastle : Robinson, 1887. 328 p.

20. Bewick T. History of British birds / The figures engraved on wood by T. Bewick : [in 2 vol.]. Newcastle : printed by Edward Walker, for T. Bewick, 1797—1804. Vol. 2. 1804. 400 p.

21. Бронте Ш. Джен Эйр / пер. с англ. В. Станевич. Москва : Правда, 1988. 512 с.

22. Poems by Goldsmith and Parnell. London : printed by W. Bulmer and Co, 1795. 76 p.

23. Allen D.E. The naturalist in Britain : A Social History. Harmondsworth: Penguin Books, 1978. 292 p.


  • Заслуга Томаса Бьюика заключается в том, что он раскрыл богатейшие технические возможности торцовой гравюры, преодолев подражание гравюре обрезной.
  • Иллюстрации Бюика стали примечательным средством популяризации научных идей, поскольку их отличала высокая степень художественности.
  • Варьирование толщины и протяженности белого штриха в технике торцовой гравюры позволило мастеру передать тон в многочисленных вариантах интенсивности от черного к белому.

Рецензия

Для цитирования:


Болдырева И.С. Томас Бьюик — гравер, издатель, инноватор. Обсерватория культуры. 2023;20(5):526-535. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-5-526-535

For citation:


Boldyreva I.S. Thomas Bewick — Engraver, Publisher, Innovator. Observatory of Culture. 2023;20(5):526-535. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-5-526-535

Просмотров: 296


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)