Женские образы в документальном кино о Северном Кавказе: китч и способы его преодоления
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-16-27
Реферат
Неоднородность и многообразие культуры Северного Кавказа, вновь открывшиеся в последние годы в связи с выросшим спросом на внутренний туризм, неизбежно привлекают внимание журналистов, режиссеров и исследователей. Актуальность проблематики подтверждается выходом разнообразного аудиовизуального контента, посвященного социокультурным особенностям жизни на Кавказе. Документальные материалы о регионе в различных жанрах — от репортажа до большого документального кино — выходят регулярно и вызывают противоречивые зрительские отклики. Новизна исследования состоит в составлении перечня художественных выразительных средств аудиовизуальных произведений, которые способствуют созданию определенного образа жителей региона и особенностей их социокультурной жизни. Автор анализирует современные документальные материалы о роли и положении женщин в культуре народов Северного Кавказа, опубликованные в Интернете или вышедшие на большой экран за 2015—2021 годы. Художественный анализ картин позволил определить основные выразительные средства, которые используют авторы аудиовизуальных произведений. Среди них можно выделить визуальную метафору, лейтмотив, клише, монтаж, присутствие автора и закадрового текста, интервью, аудиосопровождение. Данные художественные средства не являются характерными чертами одного вида кино, но выступают инструментами аудиовизуального повествования и встречаются в картинах в разных пропорциях. Был проведен сравнительный анализ фильмов, который помог систематизировать материал и определить, что данные документальные картины о регионе существуют в таких художественных категориях, как китч, пропаганда и визуальная антропология. Это оказывает непосредственное влияние на зрительское восприятие документального материала и порождает множество интерпретаций как внутри региона, так и за его пределами.
Ключевые слова
Об авторе
Аминат Данияловна ЦунтаеваРоссия
отдел художественных проблем массмедиа,
соискатель
Козицкий пер., д. 5, Москва, 125375, Россия
ORCID 0000-0002-3721-7284; SPIN 8432-5896
Список литературы
1. Cambridge Dictionary Online // Cambridge Dictionary : сайт. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/german-english/klischee (дата обращения: 07.12.2023).
2. Gombrich E.H. Art and Illusion: A Study in the Psychology of Pictorial Representation. The A.W. Mellon Lectures in the Fine Arts. 5th ed. Oxford : Phaidon Press, 1983. P. 61.
3. Dellmann S. Images of Dutchness: Popular Visual Culture, Early Cinema and the Emergence of a National Cliché. 2018. 421 p. DOI: 10.1515/9789048532971.
4. Flinn C. The New German Cinema. Music, History, and the Matter of Style. Berkeley : University of California Press, 2004. 323 p.
5. Greenberg C. Avantgarde and Kitsch // Partisan Review. 1939. Vol. VI, № 5. P. 34—49.
6. Kulka T. Kitsch and Art. Pennsylvania : The Pennsylvania State University Press, 1996. P. 68—72.
7. Яковлева А.М. Кич и паракич: рождение искусства из прозы жизни // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. С. 252—263.
8. Мусянкова Н. Китч в изобразительном искусстве последней четверти XX века // Искусствознание. 2012. № 3—4. С. 564—591. URL: https://artstudies.sias.ru/upload/2012_3-4_564-591-musankova.pdf (дата обращения: 07.12.2023).
9. Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей / А.Г. Качкаева [и др.] ; под ред. А.Г. Качкаевой, А.А. Новиковой. Москва : Высшая школа экономики, 2021. 168 с.
10. Heldt G. Music and Levels of Narration in Film: Steps across the Border. Bristol & Chicago : Intellect, 2013. 290 p.
11. Freedman W. The Literary Motif: A Definition and Evaluation // Novel : a Forum on Fiction. 1971. Vol. 4, № 2. P. 123—131. DOI: 10.2307/1345147.
12. Sheryl T.S. Understanding Propaganda: The Epistemic Merit Model and Its Application to Art // The Journal of Aesthetic Education. 2002. Vol. 36, № 1. P. 16—30. DOI: 10.2307/3333623.
13. Mittler B. Popular Propaganda? Art and Culture in Revolutionary China // Proceedings of the American Philosophical Society. 2008. Vol. 152, № 4. P. 466—489.
14. Смирнов И. Грядущий хлам. Десять тезисов к проблеме «китч и киноискусство 1920—1940-х годов» // Неприкосновенный запас. 2012. № 6 (86). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/86_nz_6_2012/article/13314/ (дата обращения: 07.12.2023).
15. Groys B. Clement Greenberg’s «Art and Culture», 1961 // The Burlington Magazine. 2010. Vol. 152, № 1284. P. 179—182. URL: https://www.jstor.org/stable/40601394 (дата обращения: 07.12.2023).
16. Бойм С. Китч и социалистический реализм // Новое литературное обозрение. 1997. № 15. С. 54—65.
17. Бойм С. Будущее ностальгии // Неприкосновенный запас. 2013. № 3 (89). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/89_nz_3_2013/article/10513/ (дата обращения: 07.12.2023).
18. Поляков А.Ф. Китч как феномен художественной культуры : автореф. дис. … д-ра культурологии. Улан-Удэ : Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, 2012. 40 c.
19. Трусевич Е.С. Драматургические особенности неигрового кино: телефильм, кинофильм, фильм для интернет-платформы // Вестник ВГИК. 2021. Т. 13, № 1 (47). C. 24—36. DOI: 10.17816/VGIK65319/.
20. Завадский А., Исаев Е., Кравченко А., Склез В., Суверина Е. Публичная история: между академическим исследованием и практикой // Неприкосновенный запас. 2017. № 2 (112). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/112_nz_2_2017/article/12529/ (дата обращения: 07.12.2023).
21. Narayan K. How Native Is a «Native» Anthropologist? // American Anthropologist. 1993. Vol. 95, № 3. P. 671—686.
22. Nandini S. Filmed Ethnography or Ethnographic Film? Voice and Positionality in Ethnographic, Documentary, and Feminist Film // Journal of Film and Video. 2015. Vol. 67, № 3—4. P. 42—56. DOI: 10.5406/jfilmvideo.67.3-4.0042.
23. Петренко Д.И., Штайн К.Э. Лингвистическая и визуальная антропология. Северный Кавказ. Ростов-на-Дону : Полиграф-Сервис, 2020. 486 с.
24. Прожико Г.С. Отечественная документалистика на рубеже веков // Вестник ВГИК. 2019. Т. 11, № 2. C. 21—32. DOI: 10.17816/VGIK11221-32.
- Авторы фильмов о Кавказе активно используют клише как способ художественной репрезентации традиционного общества.
- Методы пропаганды отличаются от методов массовой культуры, поскольку изначально несут в себе убеждение, вводящее в заблуждение, и подразумевают необходимость наличия политического института или иной инициативы.
- Китч активно используется в различных культурных практиках, а также является едва ли не главным смысловым элементом культурной политики.
- Методы визуальной антропологии в рамках документального кино расширяют возможность исследования культуры и позволяют понять, как сама культура представляет себя.
Рецензия
Для цитирования:
Цунтаева А.Д. Женские образы в документальном кино о Северном Кавказе: китч и способы его преодоления. Обсерватория культуры. 2024;21(1):16-27. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-16-27
For citation:
Tsuntaeva A.D. Female Images in Documentary Cinema About the North Caucasus: Kitsch and Ways of Overcoming It. Observatory of Culture. 2024;21(1):16-27. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-16-27