Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Религиозное и церковное искусство России XX—XXI веков: постановка проблемы взаимодействия

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-582-591

Реферат

Статья посвящена сквозному рассмотрению проблемы диалогического взаимодействия двух близких явлений искусства, связанных с религиозной тематикой: церковного, литургического искусства, участвующего в богослужении, и светского по своему характеру искусства на религиозную тему. Рассматриваются этапы их взаимодействия в русском искусстве XX—XXI веков. Предыстория этого явления относится к середине XIX в., когда разделение на религиозное и церковное искусство уже существовало фактически, но осознано было только в начале XX в. в связи с творчеством Михаила Нестерова. Затем на протяжении века мы наблюдаем ряд этапов взаимодействия религиозного и церковного искусства в их схождениях и расхождениях. Эпоха Серебряного века с ее обостренным чувством религиозного начала в искусстве и жизни сменяется временами государственного атеизма, весьма неоднородными, в том числе в отношении религиозной тематики. Время 1920-х — начала 1930-х гг. характеризуется относительно свободным художественном поиском в сфере религиозной темы. В начале сталинского периода религиозная тематика и в церковном, и в светском аспектах оказалась под запретом, а в его финале — началось ее возрождение. В годы «оттепели» наряду с гонениями на церковь, в неофициальной культуре возник широкий интерес к религиозным темам в светской живописи и наметился постепенный, хотя и локальный, подъем современного церковного искусства. Позднесоветский период характеризуется постепенным утверждением и начавшейся легализацией религиозного и церковного искусства. В 1990—2010-е гг. начинается широкое возрождение и развитие церковного искусства, а религиозная тема оказывается в фокусе внимания, в том числе и современного актуального искусства. Вновь, как и в начале XX в., возникают художественные устремления к взаимообогащающему диалогу церковного и религиозного искусства и условия для него. Изучение различных аспектов этого взаимодействия в искусстве России является насущной и многогранной задачей.

Об авторе

Анна Константиновна Флорковская
Российская академия художеств
Россия

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительного искусства, отдел «Искусство XX–XXI веков»,
заведующая

Пречистенка ул., д. 21, стр. 5, Москва, 119034, Россия

доктор искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0003-1945-0573; SPIN 9882-2766



Список литературы

1. Тарабукин Н.М. Проблема пейзажа // Печать и революция. 1927. № 5. С. 37—64. URL: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/6924-pechat-i-revolyutsiya-1927-locale-nil-5 (дата обращения: 28.11.2023).

2. Мещерина Е.Г. Пейзаж как религиозный жанр. В.Д. Поленов // Интерактивная площадка «Поленовский форум». URL: http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=382 (дата обращения: 28.11.2023).

3. Дурылин С.Н. Нестеров в жизни и творчестве. Москва : Молодая гвардия. 1976. 540 с.

4. Розанов В.В. М.В. Нестеров // Литература и жизнь : [сайт]. URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_m_v_nesterov.html (дата обращения: 28.11.2023).

5. Мартос И.П. Письмо вице-президенту Академии художеств П.П. Чекалевскому [Петербург, 1813 г.] // Мастера искусства об искусстве : избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : в 7 т. / под общ. ред. А.А. Губера, А.А. Федорова-Давыдова, И.Л. Маца, В.Н. Гращенкова. Москва : Искусство, 1969. Т. 6. С. 175.

6. Кочик О.Б. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова. Москва : Искусство, 1980. 234 с.

7. Флорковская А.К. Образ и материал в искусстве символизма. Живопись художников «Голубой розы» и проблема материала в теориях русских символистов // Модерн и европейская художественная интеграция : материалы международной конференции / сост. И.Е. Светлов. Москва, 2004. С. 178—185.

8. Белый А. Символизм как миропонимание // А. Белый. Символизм как миропонимание / [авт. вступ. ст. и примеч. Л. Сугай]. Москва : Республика, 1994. С. 244—259.

9. Фаликов Б.З. Величина качества : Оккультизм, религии Востока и искусство XX века. Москва : Новое литературное обозрение, 2017. 256 с.

10. Сарабьянов Д.В. Русский авангард перед лицом религиозно-философской мысли // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. С. 7—19.

11. Байдин В. Под бесконечным небом. Образы мироздания в русском искусстве. Москва : Искусство — XXI век, 2018. 368 с.

12. Самохвалов А.Н. Ладога, и не только Ладога // А.Н. Самохвалов. Мой творческий путь. Ленинград : Художник РСФСР, 1977. С. 102—113.

13. Самохвалов А.Н. В поисках монументальной выразительности // А.Н. Самохвалов. В годы беспокойного солнца. Санкт-Петербург : Всемирное слово, 1996. С. 191—196.

14. Иньшаков А.Н. Сергей Михайлович Романович. Искусство и жизнь. Москва : БуксМарт, 2022. 352 с.

15. Валерий Каптерев. Живопись. Графика. Архивные материалы / сост. Е. Колат, Е. Грибоносова-Гребнева. Москва : Галарт, 2011. 176 с.

16. Киселев М.Ф. Религиозная тема в русской живописи в эпоху тоталитаризма (С.М. Романович, А.А. Рыбников, B.В. Каптерев) // Страницы: богословие, культура, образование. 1998. Т. 3, № 3. С. 434—440.

17. Языкова И.К. Подвиг верности и веры: жизнь и творчество инокини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой) : [К истории иконописного искусства в советскую эпоху] // Христианос. 2005. № 14. С. 255—277.

18. Евгений Спасский : альбом. Москва : Новалис, 2021. 520 с.

19. Александрова К. Искусство как «часть нас самих»: А. Россаль-Воронов // Художественный совет. 2009. № 5 (69). С. 42—45.

20. Языкова И.К. Се творю все новое : Икона в XX веке. Москва : La Casa di Matriona, 2002. 224 с.

21. Флорковская А.К. Историзм в живописи 1970-х: предчувствие постмодернизма // Русское искусство. XX век : исследования и публикации. Москва : Наука, 2008. Кн. 2. С. 488—510.

22. Флорковская А.К. Религиозные искания в неофициальной московской живописи 1970-х годов // Русское искусство. XX век : исследования и публикации. Москва : Наука, 2007. Кн. 1. С. 399—416.

23. Флорковская А.К. Религиозная тема в актуальном искусстве Москвы. 1990—2000-е // Художественная культура. 2020. № 4. С. 92—127. URL: http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/8cf/hk_2020_4_92_127_florkovskaya.pdf (дата обращения: 28.11.2023).

24. I биеннале христоцентричного искусства : каталог. Москва : Познание, 2021. 240 с.

25. Флорковская А.К. Религиозная тема и поиски современного искусства // Искусствознание. 2015. № 3—4. С. 428—451.

26. Карась А. Олег Кулик предлагает новый взгляд на современное искусство // Российская газета. Столичный выпуск. 2007. 20 февраля. URL: https://rg.ru/2007/02/20/kylik.html (дата обращения: 28.11.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Флорковская А.К. Религиозное и церковное искусство России XX—XXI веков: постановка проблемы взаимодействия. Обсерватория культуры. 2023;20(6):582-591. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-582-591

For citation:


Florkovskaya A.K. Religious and Ecclesiastical Art of Russia in the 20th—21st Centuries: Posing the Problem of Interaction. Observatory of Culture. 2023;20(6):582-591. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-582-591

Просмотров: 350


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)