

Фотографика в графическом дизайне с 1890-х по 1960-й год
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-598-613
Реферат
В статье представлена история графического дизайна сквозь оптику одного из своих инструментов — фотографию. Данный подход дает возможность говорить об особенной ветви эволюции фотографии, а именно о фотографии в дизайне. Находясь на территории дизайна в прикладной роли, фотография представляет невероятно красивые образцы идей и визуальной коммуникации. Являясь для дизайнера инструментом наравне со шрифтом, цветом и композицией, в каждом рассматриваемом периоде фотография привносит в дизайн что-то уникальное. Она гибко встраивается в тренды, откликается на визуальные запросы исторического момента, завоевывает любовь зрителя, удобна и практична для профессионалов, легко сопрягается с промышленными технологиями.
Статья структурирована по десятилетиям (с 1890-х по 1960-й г.). Смена творческих поколений, водоворот исторических событий XX в., а также широкие границы дизайн-сообщества, оказавшего влияние на развитие фотографии в дизайне (Европа, США, Россия), делают данную периодизацию приемлемой для того, чтобы обнаружить ее ключевые свойства и описать их. Поиск уникальных проявлений возможностей фотографии на каждом историческом этапе стал целью данной работы.
Статья охватывает период становления аналоговой фотографии. В 1890 г. уже можно говорить о раннем влиянии фотографии на объекты графического дизайна, а изобретение цифровой фотографии приходится на 1960-е годы. Определены ключевые характеристики каждого десятилетия и выявлена эволюция инструментов работы с фотографией.
Теоретическая и практическая значимость статьи состоит в изучении и анализе приемов прошлого опыта работы дизайнеров с фотографией, что, в свою очередь, может помочь современным графическим дизайнерам. Новизна работы обусловлена отсутствием полномасштабного исследования фотографии как инструмента графического дизайна. Данная статья частично заполняет этот пробел в научном знании.
Об авторе
Анастасия Юрьевна ПронинаРоссия
Аспирантская школа по искусству и дизайну,
аспирант
Мясницкая ул., д. 20, Москва, 101000, Россия
ORCID 0000-0002-3480-6155; SPIN 7504-8000
Список литературы
1. Михайлов С., Михайлова А. История дизайна : краткий курс. Москва : Союз дизайнеров России. 2004. 286 c.
2. Лаврентьев А.Н. Фотографика в системе образования дизайнера-графика // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2015. № 3. С. 14—28.
3. Бесчастнов П.Н. Фотографика : учебное пособие : учебно-методический комплекс по направлению 071500 «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности». Москва : Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, 2010. 61 с.
4. Сидоренко В.Ф. Проектная фотографика (упражнения в пропедевтике) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2014. № 1. С. 176—185.
5. Пронина А. Фотографика. О фотографии в графическом дизайне // Высшая школа экономики : Школа дизайна : медиа. 2023. 22 марта. URL: https://design.hse.ru/news/2689 (дата обращения: 14.10.2024).
6. Блюхер Ю.Н. «Новое видение» сегодня // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2022. Т. 7, № 1. C. 156—189.
7. Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством. Санкт-Петербург : Клаудберри, 2014. 712 c.
8. Figaro Illustré. Paris : J. Boussod, Manzi, Joyant & cie. 1900. № 125. 170 p. URL: https://library.si.edu/digital-library/book/figaroillustrey00 (дата обращения: 14.10.2024).
9. Беньямин В. Краткая история фотографии : [сборник эссе]. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2013. 144 c.
10. Рихтер Х. Дада — искусство и антиискусство. [Москва] : Гилея, 2014. 356 c.
11. Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б., Джослит Д. Искусство с 1900 года. Москва : Ад Маргинем Пресс : Музей современного искусства «Гараж», 2019. 896 c.
12. New York Dada. 1921. April // The New York Public Library : Spencer Collection. URL: https://digitalcollections.nypl.org/items/a7d15380-4d91-0137-67c2-351f31573fa5 (дата обращения: 14.10.2024).
13. Бодлер Ш. Современная публика и фотография : эссе / пер. Н. Столяровой, Л. Липман // Об искусстве. Москва : Искусство, 1986. С. 181—242. URL: https://bodlers.ru/1859-Sovremennaja-publika-i-fotografija.html (дата обращения: 14.10.2024).
14. Родченко А.М. За образцовое общественное питание. Столовые Москвы. Завод «АМО», «Электрозавод», ф-ка «Красный богатырь», ф-ка «Гознак», 1-я ф-ка кухня / фото и монтаж А. Родченко. [Москва] : Изогиз, [1931]. [16] с.
15. Хеллер С., Виен В. Идеи, которые меняли графический дизайн. Москва : Бомбора, 2019. 216 c.
16. Левашов В. Лекции по истории фотографии. Москва : Treemedia, 2019. 532 c.
17. Снопков А., Ларьков С. Густав Клуцис, Валентина Кулагина: плакат, книжная графика, журнальная графика, газетный фотомонтаж. 1922—1937. Москва : Контакт-культура, 2010. 279 c.
18. Почтовая карточка «Всесоюзная Спартакиада — удар по буржуазному спортивному движению» из серии «Спартакиада» / фотомонтаж Г. Клуциса ; фото С.А. Красинского ; изд. Орг. ком. Всесоюзн. спартакиады при ЦИК СССР. Москва : Тип. «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1928. 14,8 × 10,3 см. Цветной фотомонтаж.
19. Уитфорд Ф. Баухаус. Москва : Ад Маргинем Пресс : Музей современного искусства «Гараж», 2019. 240 c.
20. Moholy-Nagy L. A New Instrument of Vision (1936) // The Photography Reader / ed. by Liz Wells. London ; New York : Routledge, 2003. P. 92—96.
21. Мохой-Надь Л. Видение в движении : часть вторая. Москва : Издательские решения, 2019. 48 c.
22. Моголи-Наги Л. Живопись или фотография / [пер. с нем. А. Телешева]. Москва : Огонек, 1929. 87 c.
23. Бобринская Е. Коллаж в XX веке // Коллаж в России. XX век : [каталог к выставке].[Б. м.], 2005. С. 14—27.
24. Fernàndez H. Fotografía Pública, 1919—1939. Madrid : Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, 1999. 274 p.
25. Photomontage Between the Wars (1918—1939) : [catalog]. Madrid : Fundación Juan March, 2012. 184 p. URL: https://monoskop.org/images/9/9f/Photomontage_Between_the_Wars_1918-1939_2012.pdf (дата обращения: 14.10.2024).
26. Roberts C. Graphic design visionaries. London : Laurence King, 2015. 312 p.
27. Muller J., Wiedemann J. The History of graphic design. Köln : Taschen, 2018. 512 p.
28. Хеллер С., Чваст С. Эволюция графических стилей: oт викторианской эпохи до нового века. Москва : Студия Артемия Лебедева, 2016. 316 c.
29. Клиффорд Дж. Иконы графического дизайна. Москва : Эксмо. 2022. 239 с.
30. Ващук О.А. Швейцарская школа графического дизайна. Становление и развитие интернационального стиля типографики : монография. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет технологий и дизайна, 2013. 299 c.
- Связь фотографии с графическим дизайном как особая область истории фотографии и истории дизайна.
- Фотография шаг за шагом занимает убедительную позицию в мире графического дизайна, адаптируясь под художественные и технические задачи: быть документом, быть иллюстрацией, подвергаться тиражированию, взаимодействовать с текстом, быть коммерческой или быть авангардной.
- В хронологии десятилетие за десятилетием с 1890-х по 1960-й год рассматриваем принципы работы с фотографией в графическом дизайне: ключевые приёмы, техники и авторы.
Рецензия
Для цитирования:
Пронина А.Ю. Фотографика в графическом дизайне с 1890-х по 1960-й год. Обсерватория культуры. 2024;21(6):598-613. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-598-613
For citation:
Pronina A.Yu. Photographic Art in Graphic Design from the 1890s to the 1960. Observatory of Culture. 2024;21(6):598-613. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-598-613