

Почитание народных святых как культурная практика поиска справедливости в странах Латинской Америки
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-1-34-43
Реферат
Статья посвящена анализу феномена народных святых — неофициально канонизированных личностей, посмертно почитаемых как героев, которым возносят молитвы и делают подношения. Данный синкретический культ возник на основе слияния традиционных индейских верований и католицизма, получив широкое распространение на всей территории Латинской Америки. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день все больше латиноамериканцев, считающих себя католиками, почитают в том числе народных святых. Этот культ выходит за рамки религии и переходит в категорию культурной практики, так как места почитания народных святых становятся полноценными туристическими центрами, определяющими экономический, культурный и символический облик региона. На ряде примеров доказано, что популярность культов народных святых обусловлена поиском справедливости и попыткой найти утешение в жизненных невзгодах, так как латиноамериканцы во многом разуверились как в церкви, так и в общественно-политических институтах. В то же время народные святые вызывают больше доверия, так как при жизни эти личности либо сталкивались с теми же бедами, что и обычные люди, — бедностью, беззаконием и несправедливостью, — либо их постигла преждевременная или насильственная смерть, что возвеличивает их страдания в глазах общества. Обращение к народным святым не ограничено личным общением: в их честь устанавливаются многочисленные алтари, устраиваются праздники, привлекающие тысячи верующих и скептиков, создаются произведения искусства, возводится соответствующая инфраструктура. Делается вывод о том, что некоторые латиноамериканские города и регионы начинают ассоциироваться с образами конкретных святых, ведь последние становятся их настоящими культурными символами, определяющими территориальную идентичность и культурное пространство.
Об авторе
Татьяна Сергеевна ИвановаРоссия
Институт базового образования,
кафедра иностранных языков и коммуникативных технологий,
старший преподаватель
Ленинский просп., д. 4, стр. 1, Москва, 119049, Россия
ORCID 0000-0002-5994-022X; SPIN 2970-5997
Список литературы
1. Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала ХХ в.) : учеб. пособие. Москва : Высшая школа, 1981. 295 с.
2. Данненберг А.Н. Католическая церковь в Латинской Америке в конце XX — начале XXI в.: философско-религиоведческий анализ : автореф. дис. ... докт. филос. наук. Москва, 2015. 38 с.
3. Encyclopedia of Latin American Religions / ed. by H. Gooren. Cham : Springer, 2019. 1695 p.
4. Chertudi S., Newbey S.J. La Difunta Correa // Cuadernos del Instituto Nacional de Antropología y Pensamiento Latinoamericano. Buenos Aires, 1966—1967. P. 95—178.
5. Plath O. Santos Populares // El Mercurio. Santiago. 10.07.1994. Memoria Chilena, Biblioteca Nacional de Chile. URL: http://www.memoriachilena.gob.cl/602/w3-article-60122.html (дата обращения: 20.06.2024).
6. Parker C. Otra Lógica en América Latina. Religión Popular y Modernización Capitalista. México-Santiago : Fondo de Cultura Económica, 1993. 407 p.
7. Graziano F. Cultures of Devotion : Folk Saints of Spanish America. Oxford University Press, 2007. 336 p.
8. Ojeda Ledesma G.L. Hologramas de la muerte imprevista: Pregnancia urbana de las Animitas en Chile // Geograficando: Revista de Estudios Geográficos. 2011. Vol. 7, № 7. P. 69—88.
9. Ojeda Ledesma G.L. Animitas: apropiación urbana de una práctica mortuoria ciudadana e informal // Nueva antropología. 2013. Vol. 26, № 79. P. 49—74. URL: https://www.scielo.org.mx/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0185-06362013000200004 (дата обращения: 20.06.2024).
10. Olmos J.G. Santos Populares : la Fe en Tiempos de Crisis. Grijalbo, 2017. 179 p.
11. Bonfim L.A. Folk Saints in South America // Sinful Saints & Saintly Sinners at the Margins of the Americas. Los Angeles, California, USA : Fowler Museum at UCLA, 2015. P. 46—57.
12. Федотова Н.Г. Культурные практики в контексте формирования символического капитала места // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 5. С. 550—557. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-5-550-557.
13. Funes M. Las búsquedas de sanación y los rituales terapéuticos vinculados al Gauchito Gil (Argentina) // Espéculo: Revista de Estudios Literarios. 2009. № 42. 17 p. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=3034578 (дата обращения: 20.06.2024).
14. Fidanza J.M., Galera M.C. Regulaciones a una devoción estigmatizada: Culto a San la Muerte en Buenos Aires // Debates do NER. 2014. Vol. 15, № 25. P. 171—196. DOI: 10.22456/1982-8136.49727.
15. Santana M.H. Do anátema ao acolhimento pastoral: da condenação e exclusão eclesial do Padre Cícero do Juazeiro à sua reabilitação histórica : Diss. Mestrado em Ciências da Religião. Recife : Universidade Católica de Pernambuco, 2007. 93 p. URL: http://tede2.unicap.br:8080/handle/tede/272 (дата обращения: 20.06.2024).
16. La historia de la Difunta Correa, una santa popular a la que muchos le ofrecen agua // La Capital. 17.02.2021. URL: https://www.lacapital.com.ar/informacion-general/la-historia-la-difunta-correa-una-santa-popular-la-que-muchos-le-ofrecen-agua-n2639718.html (дата обращения: 20.06.2024).
17. Tosello L. Gauchito Gil: santo patrón de las banquinas // La Voz. 08.01.2020. URL: https://www.lavoz.com.ar/ciudadanos/gauchito-gil-santo-patron-de-banquinas/ (дата обращения: 20.06.2024).
18. ¿Qué piensa el Papa Francisco acerca del culto al Gauchito Gil? // Diario Época. 08.01.2023. URL: https://www.diarioepoca.com/1272670-que-piensa-el-papa-francisco-acerca-del-culto-al-gauchito-gil (дата обращения: 20.06.2024).
19. Gauchito Gil, el gran santo que reúne a más de 300.000 fieles // La Nación. 08.01.2020. URL: https://www.lanacion.com.ar/lifestyle/gauchito-gil-gran-santo-reune-mas-300000-nid2322058/ (дата обращения: 20.06.2024).
20. Historia de San La Muerte: los misterios que esconde // A24: [сайт]. 2019. 26 de septiembre. URL: https://www.a24.com/mundo/historia-san-muerte-misterios-esconde-26092019_r1MfvBcDB (дата обращения: 20.06.2024).
21. El Iberá y la devoción a San La Muerte movilizaron el turismo en Corrientes // El Litoral: [сайт]. 2023. 21 de agosto. URL: https://www.ellitoral.com.ar/corrientes/2023-8-21-23-39-0-el-ibera-y-la-devocion-a-san-la-muerte-movilizaron-el-turismo-en-corrientes (дата обращения: 20.06.2024).
22. Vaticano autoriza processo de beatificação de padre Cícero // UOL :[сайт]. 2022. 20 de agosto. URL: https://noticias.uol.com.br/ultimas-noticias/agencia-estado/2022/08/20/igreja-autoriza-processo-de-beatificacao-de-padre-cicero-diz-bispo.htm?cmpid=copiaecola (дата обращения: 26.06.2024).
23. Shrine of Difunta Correa. Argentina, South America // Lonely Planet : [сайт]. URL: https://www.lonelyplanet.com/argentina/central-argentina/san-juan/attractions/shrine-of-difunta-correa/a/poi-sig/1585454/363020 (дата обращения: 20.06.2024).
24. Romero A. Museo Almudena y Niño Compadrito // YouTube. 2022. 14 сентября. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hU6NnnBsw3c (дата обращения: 20.06.2024).
25. Griffith J. Folk Saints of the Borderlands: Victims, Bandits, and Healers. Tucson : Rio Nuevo Publishing, 2003. 172 p.
26. Davis R.B. Cultures of devotions folk saints of Spanish America Graziano, Frank // Material Religion : The Journal of Objects, Art and Belief. 2009. Vol. 5, № 1. P. 118—119. DOI: 10.2752/175183409X418810.
27. Гаучо // Большая российская энциклопедия 2004—2017. URL: https://old.bigenc.ru/world_history/text/2346222 (дата обращения: 20.06.2024).
28. Катехизис Католической церкви онлайн : [утв. Папой Иоанном Павлом II 25.07.1992] / пер. на русс. яз. 4-е изд. Версия от 01.09.2023. URL: http://ccconline.ru (дата обращения: 20.06.2024).
29. Brito Ê.J.C. O santo que vive no sol: Padre Cícero // Revista Crítica Histórica. 2016. Vol. 7, № 14. P. 1—9. DOI: 10.28998/rchvl7n14.2016.0011.
30. Послание к Римлянам // Русская Православная Церковь : офиц. сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/bible/rom/ (дата обращения: 20.06.2024).
31. Аристотель. Никомахова этика // Гражданское общество в России. Научная электронная библиотека. 205 с. URL: https://www.civisbook.ru/publ.html?id=526 (дата обращения: 20.06.2024).
Народные святые – личности, посмертно почитаемые в народе, но не канонизированные церковью официально, к которым совершаются молитвы и подношения.
Не отвергая полностью католицизм, латиноамериканцы обращаются к таким святым в поисках утешения и справедливости, которых не нашли ни в церкви, ни в других общественно-политических институтах.
Места почитания народных святых превращаются в центры паломничества и культуры, становясь символами целых регионов.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Т.С. Почитание народных святых как культурная практика поиска справедливости в странах Латинской Америки. Обсерватория культуры. 2025;22(1):34-43. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-1-34-43
For citation:
Ivanova T.S. Veneration of Popular Saints as a Cultural Practice in the Search for Justice in Latin America. Observatory of Culture. 2025;22(1):34-43. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-1-34-43