Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

О взглядах Алексея Хомякова на церковную живопись

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-170-176

Реферат

Статья посвящена взглядам на церковную живопись одного из лидеров славянофилов А.С. Хомякова. В 1845 г. работавший в Риме художник Александр Иванов под влиянием «славянофильской» атмосферы встреч с Ф.В. Чижовым, Н.М. Языковым и Н.В. Гоголем попытался в качестве образца при исполнении образа Воскресения Христова для московского храма Христа Спасителя использовать икону (впервые в истории русской академической школы). Сомнительно, что Хомяков мог безоговорочно приветствовать это начинание Иванова. Хотя он и полагал, что для возвращения России к народности достаточно лишь воскресить старое в сознании и жизни, это возвращение он вовсе не понимал как возрождение аутентичных форм древнерусского искусства или как стилизацию этих форм. Об отрицательном отношении Хомякова к стилизациям свидетельствует его резкая критика эклектизма баварского искусства. В России, полагал он, связь с традицией давно разорвана, и поэтому древнерусское искусство не может служить основой для современной художественной школы. Не в ориентированном на традиционную икону эскизе Иванова Воскресения Христова, но в его картине «Явление Мессии» Хомяков признал, еще до того, как увидел ее воочию, свидетельство начала возрождения истинно русской жизни и русской мысли. По его мнению, художник стремился в картине устранить личную художественную манеру, стать как бы прозрачной средой, через которую святой образ отпечатался бы на полотне. Запечатлеть христианское явление в художественном созерцании духа пытались немецкие художники-назарейцы, но они могли этому лишь учить, сами же они оказались на это неспособны. Выпускник Императорской академии художеств Иванов, в совершенстве освоивший ремесло художника, был в то же время, по утверждению Хомякова, учеником иконописцев, создавшим великое произведение настенной церковной живописи. История русской художественной школы второй половины XIX — начала XX в. в полной мере подтвердила справедливость этой оценки картины «Явление Мессии». Она положила начало богоискательскому направлению русской живописи, на котором русское искусство расцвело в творчестве И.Н. Крамского, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, Н.Н. Ге, а также атеистов — В.Д. Поленова и В.В. Верещагина. Хотя далеко не все произведения этого направления удостоились быть принятыми в лоно православной церкви, большинство их позволяют нам заслуженно гордиться отечественной художественной школой.

Об авторе

Константин Ильич Маслов

Россия

Москва, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0009-0007-4842-5330



Список литературы

1. Хомяков А.С. Письмо в Петербург // А.С. Хомяков. О старом и новом. Статьи и очерки / под общей ред. Г.М. Фридлендера. Москва : Современник, 1988. С. 70—82.

2. Алленов М.М. Александр Андреевич Иванов. Москва : Изобразительное искусство, 1980. 208 с.

3. Маслов К.И. Федор Чижов в поисках «образной живописи» // Дом Бурганова. Пространство культуры. Москва, 2015. № 2. С. 59—75.

4. Федор Васильевич Чижов : из речи И.С. Аксакова, произнесенной 18 декабря 1877 г. // Русский архив. Москва, 1878. Кн. 1. № 1. С. 129—137.

5. Вопросы, предложенные Ивану Сергеевичу Аксакову III отделением // Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. Москва, 1888. Ч. 1. Т. 2. С. 147—163.

6. Цимбаев Н.И. Московские споры либерального времени // Русское общество 40—50-х годов XIX в. Ч. I: Записки А.И. Кошелева. Москва, 1991. С. 5—43.

7. Бернштейн Б.А. Иванов и славянофильство // Искусство. Москва, 1958. № 3. С. 58—66.

8. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / сост. И.А. Виноградов. Москва : Издательский дом «XXI век — Согласие», 2001. 776 c.

9. Маслов К.И. В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1840-х — первой половины 1850-х гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. Москва, 2023. № 49. С. 91—120. DOI: 10.15382/sturV202349.91-120.

10. Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы // А.С. Хомяков. О старом и новом. Статьи и очерки / под общей ред. Г.М. Фридлендера. Москва : Современник, 1988. С. 135—159.

11. Хомяков А.С. О старом и новом // А.С. Хомяков. О старом и новом. Статьи и очерки / под общей ред. Г.М. Фридлендера. Москва : Современник, 1988. С. 41—56.

12. Хомяков А.С. Письмо в Петербург о выставке // А.С. Хомяков. О старом и новом. Статьи и очерки / под общей ред. Г.М. Фридлендера. Москва : Современник, 1988. С. 56—65.

13. Хомяков А.С. Опера Глинки «Жизнь за царя» // А.С. Хомяков. О старом и новом. Статьи и очерки / под общей ред. Г.М. Фридлендера. Москва : Современник, 1988. С. 65—70.

14. Попов А.Н. Иконописание // Северное обозрение. Санкт-Петербург, 1849. Кн. 1, № 2. С. 489—525.

15. Об иконописании / [соч.] Архиепископа Анатолия. 2-е изд. Санкт-Петербург : Изд. прот. В. Гречулевич, 1867. 96 с.

16. Снегирев И.М. О значении отечественной иконописи : (письма к графу А.С. Уварову И.М. Снегирева) // Записки археологическо-нумизматического общества в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, 1848. III. С. 181—210.

17. Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании. Кн. 1—2. Санкт-Петербург : Тип. Я. Трея, 1849. Кн. 1. 64 с. ; Кн. 2. 59 с. Приложение. 47 с.

18. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений : в 8 т. Письма. Москва, 1900. Т. 8. 480, 58 с.

19. Хомяков А.С. По поводу Гумбольта // А.С. Хомяков. О старом и новом. Статьи и очерки / под общей ред. Г.М. Фридлендера. Москва : Современник, 1988. С. 196—221.

20. Чижов Ф.В. О работах русских художниках в Риме // Московский литературный и ученый сборник. Москва, 1846. С. 49—136.

21. Гоголь Н.В. Исторический живописец Иванов // Н.В. Гоголь. Полное собрание сочинений : в 14 т. Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1952. Т. 8. С. 328—337.

22. Хомяков А.С. Картина Иванова // Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Москва, 1914. Т. 3. С. 346—365.

23. Вахрина В.И. Амфилохий // Православная энциклопедия. Москва, 2001. Т. 2. С. 200—201.

24. Муравьёв А.Н. Письма с Востока в 1849—1850 годах : в 2 ч. Санкт-Петербург, 1851. Ч. 1. 391 с.

25. Крамской И.Н. Художник А.А. Иванов и его значение для русского искусства // Творчество. 1958. № 7. С. 20—22.


Многие годы лидер славянофилов А.С. Хомяков жил в ожидании рождения новой русской художественной школы. Он осуждал стилизации в древнем вкусе, считая их всего лишь пустым маскарадом и вовсе не сочувствовал искренним защитникам старинных форм, находя в их упорстве держаться за прошлое «что-то, — как он выразился, — смешное и даже безнравственное». Ожидания Хомякова оправдались в 1858 г., когда он познакомился с А. Ивановым и воочию увидел ставшую к этому времени уже знаменитой его картину «Явление Мессии». Он признал в художнике ученика иконописцев, который в отличии от них «смел уметь», а в картине увидел предчувствие иконописи. Особое место в русском искусстве картины Иванова, которое отвёл ей Хомяков, впоследствии в полной мере подтвердилось: она положила начало богоискательскому направлению русской исторической живописи.

Рецензия

Для цитирования:


Маслов К.И. О взглядах Алексея Хомякова на церковную живопись. Обсерватория культуры. 2024;21(2):170-176. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-170-176

For citation:


Maslov K.I. About Alexey Khomyakov’s Views on Church Painting. Observatory of Culture. 2024;21(2):170-176. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-170-176

Просмотров: 233


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)