Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Культурно-эстетическая динамика фотографии как формы современного искусства

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-149-157

Реферат

Искусство-фотография представляет собой форму современного искусства, которая обозначила себя в начале 1960-х годов. Его историческое эволюционирование изучено недостаточно. Вместе с тем это дает возможность выявить и понять логику внутреннего развития искусства-фотографии и его связь с внешним культурным контекстом. Культурно-эстетическая динамика искусства-фотографии сопряжена с тремя историческими этапами: ранним, зрелым и поздним постмодернизмом (метамодернизмом) и соответствующими формами современного искусства. На первом этапе (1960—1970-е гг.) происходило осознание современными художниками концептуальных возможностей фотографии. В основном это было фотографическое документирование процессуально-акционных форм современного искусства. В этот же период происходило зарождение и становление главных художественных стратегий и творческих методологий искусства-фотографии: приверженность документализму, использование постановки (режиссуры), внедрение серийности (типологии), соединение слова и изображения. Для второго этапа (1980—1990-е гг.)функционирования искусства-фотографии характерно дальнейшее развитие и обогащение укоренившихся художественных тенденций и появление новых практик, в которых фотографический материал расширяет свои предметные рамки и претендует на роль текста, проблематизирующего (тематизирующего) представленную реальность. Развитие искусства-фотографии на третьем этапе (2000-е гг. — настоящее время) детерминируется двумя основными факторами: процессами цифровизации и осцилляции современной культуры и искусства, что приводит к трансформации «режима истины» фотографического изображения и усилению значимости эстетики отдельного фотографического кадра. На уровне практической деятельности это выражается в создании фотокартин, где реальность и фантазийные образы сливаются в единое целое и становятся неразличимы. Данный эффект усиливался за счет печати фотографий огромного размера и их экспонирования в музейных пространствах и галереях. В настоящее время искусство-фотография, оставаясь формой современного искусства, стремится выйти за его рамки и обрести признаки эстетической самодостаточности.

Об авторе

Алексей Александрович Гук
Кемеровский государственный институт культуры
Россия

кафедра фотовидеотворчества,
профессор

Ворошилова ул., д. 17, Кемерово, 650056, Россия

доктор философских наук, доцент

ORCID 0000-0003-1003-5787; SPIN 8088-7588



Список литературы

1. Rouillé A. Fotografiya. Mezhdu dokumentom i sovremennym iskusstvom [The Photograph. Between Document and Contemporary Art]. St. Petersburg, Klaudberri Publ., 2014, 712 p.

2. Averyanova O.N. The Photograph as a Material of Art. Experiments of the Avant-Garde, Iskusstvoznanie [Art Studies] 2019, no. 3, pp. 272—293 (in Russ.).

3. Bogdanova N.M. Photography as a Language: To the Question of the Specifics of Reading, Vestnik Samarskoi gosudarstvennoi akademii. Seriya “Filosofiya. Filologiya” [Vestnik of Samara State Academy. Series “Philosophy. Philology”], 2016, no. 1 (19), pp. 63—72 (in Russ.).

4. Malinina N.L. Cultural Sense of Being Artistic Images in Photos, Mezhdunarodnyi zhurnal ehksperimental’nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2016, no. 1, pp. 189—192 (in Russ.).

5. Evseeva I.V., Kulakova S.V. Photography as a Special Kind of Text, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2015, no. 2 (part 1), pp. 145—149 (in Russ.).

6. Karbasova E.B. Fotografiya: kontseptualizatsiya real’nosti [The Photograph: Conceptualization of Reality], Cand. philos. sci. diss. abstr. St. Petersburg, 2013, 26 p.

7. Levashov V. Lektsii po istorii fotografii [Lectures on the History of Photography]. Moscow, Trimedia Publ., 2012, 481 p.

8. Cotton Ch. The Photograph as Contemporary Art. Moscow, Ad Marginem Press Publ., Muzei Sovremennogo Iskusstva “Garazh” Publ., 2020, 287 p. (in Russ.).

9. Lazareva E. Allan Sekula and His Resistance to the Financial Grip, OpenSpace-ru. Available at: https://os.colta.ru/art/projects/8136/details/36526/page2/ (accessed 14.02.2024) (in Russ.).

10. Zhang Huan: Conceptual Art in China, Livejournal.com. Available at: https://ngasanova.livejournal.com/69294.html (accessed 14.02.2024) (in Russ.).

11. Tantsurin E. Life in Another China, Peoples.ru. Available at: https://www.peoples.ru/art/photo/rong_rong/ (accessed 14.02.2024) (in Russ.).

12. Tatsumi Orimoto. Breadman : photo. VKontakte, 2016, 9 Jan. Available at: https://vk.com/wall-100889_30441 (accessed 14.02.2024) (in Russ.).

13. Contemporary Art. Available at: http://www.marthagarzon.com/contemporary_art/2011/01/jeanne-dunning-gender-sexuality-identity/ (accessed 14.02.2024).

14. Erwin Wurm. Khudozhestvennaya fotografiya [Art Photography]. Available at: https://br.pinterest.com/pin/559924166144565723/ (accessed 14.02.2024).

15. Vybor kritikov. Vladimir Levashov: Dzheff Uoll [Critics’ Choice. Vladimir Levashov: Jeff Wall]. Available at: https://iskusstvo-info.ru/vybor-kritikov-vladimir-levashov-dzheff-uoll/ (accessed 14.02.2024).

16. Sam Taylor-Wood, Reflexia.ru. Available at: https://reflexiaru.wordpress.com/2005/08/17/%D0%A1%D1%8D%D0%BC%D0%A2%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D1%80-%D0%92%D1%83%D0%B4-sam-taylor-wood/ (accessed 14.02.2024).

17. Yinka Shonibare CBE RA. Available at: https://yinkashonibare.com/ (accessed 14.02.2024).

18. Bridget Smith, Contemporary Art Society. Available at: https://contemporaryartsociety.org/artists/bridget-smith (accessed 14.02.2024).

19. Edward Burtynsky, Flowers. Available at: https://www.flowersgallery.com/artists/145-edward-burtynsky/ (accessed 14.02.2024).

20. Artist Takashi Homma, Art Basel. Available at: https://www.artbasel.com/catalog/artist/25123/Takashi-Homma (accessed 14.02.2024).

21. Andreas Gursky, Assosiation of Photographers Eurasia. Available at: https://eurasia-photo.com/14455-andreas-gurski (accessed 14.02.2024).

22. Molodtsov E. Ot ironii k iskrennosti ili ot postmodernizma k metamodernizmu [From Irony to Sincerity or from Postmodernism to Metamodernism]. Available at: https://emolodtsov.com/metamodern (accessed 14.02.2024).

23. Andreas Gursky: One of the Highest-Paid Photographers in the Modern World, Shkola akademicheskoi fotografii [Art Photo School]. Available at: https://spb.artphotoschool.ru/andreas-gursky (accessed 14.02.2023) (in Russ.).

24. Gregory Crewdson — the Photographer Who Visited Your Subconscious, Disgusting Men. Available at: https://disgustingmen.com/art/crewdson-surreal-photos (accessed 14.02.2024) (in Russ.).


  • Искусство-фотография представляет собой форму современного искусства и сопряжена с тремя историческими этапами: ранним, зрелым и поздним постмодернизмом (метамодернизм).
  • На первом этапе происходило осознание современными художниками концептуальных возможностей фотографии и зарождение главных художественных стратегий и творческих методологий искусства-фотографии: приверженность документализму; использование постановки (режиссуры); внедрение серийности (типологии); соединение слова и изображения.
  • Для второго этапа функционирования искусства-фотографии характерно дальнейшее развитие и обогащение укоренившихся художественных тенденций и появление новых практик, в которых фотографический материал расширяет свои предметные рамки и претендует на роль текста, проблематизирующего (тематизирующего) представленную реальность.
  • Развитие искусства-фотографии на третьем этапе определяется двумя основными факторами: процессами цифровизации и осцилляции современной культуры и искусства, что приводит к трансформации «режима истины» фотографического изображения и усилению значимости эстетики отдельного фотографического кадра.

Рецензия

Для цитирования:


Гук А.А. Культурно-эстетическая динамика фотографии как формы современного искусства. Обсерватория культуры. 2024;21(2):149-157. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-149-157

For citation:


Guk A.A. Cultural and Aesthetic Dynamics of Photography as a Form of Contemporary Art. Observatory of Culture. 2024;21(2):149-157. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-2-149-157

Просмотров: 266


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)