Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Своеобразие творческого метода Николая Кочергина в иллюстрациях к китайским сказкам

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4-420-429

Реферат

Статья посвящена исследованию творческого наследия Николая Михайловича Кочергина (1897—1974) в области иллюстрирования китайских сказок. Актуальность темы обусловлена недостаточной степенью изученности наследия художника при общем интересе практиков и теоретиков искусства к книжной иллюстрации для детской литературы в ХХ веке.

Целью статьи является теоретическое осмысление художественного наследия Н.М. Кочергина на основе выявления своеобразия творческого метода художника по иллюстрированию китайских сказок. Решаются следующие задачи: проследить творческий путь Н.М. Кочергина, в частности его творчество в части иллюстрации литературы стран Востока и Азии; составить список иллюстрированных художником изданий азиатских сказок; выявить влияние традиций китайского искусства гохуа на творчество художника, в частности исследовать композиционное решение, использование рассеянной перспективы, другие выразительные средства; проанализировать приемы стилизации образов и символов китайской культуры и фольклора в иллюстрациях.

Представленное исследование позволяет не только определить своеобразие творческого метода Н.М. Кочергина в иллюстрировании китайских сказок, но и выявить специфику репрезентации китайской культуры для российских читателей. Данная проблематика может способствовать появлению целостного представления о синтезе и интеграции китайского искусства и культуры в российском и мировом художественном процессе. В статье исследуются иллюстрации Н.М. Кочергина к таким изданиям азиатских сказок, как «Китайские народные сказки» (1953), «Десять маленьких друзей» (1954), «Желтый аист и Гора Солнца» (1954), «Братья Лю» (1955), «Упорный Юн Су» (1955), «Сказки народов Азии» (1959).

Об авторе

Мэн Инь
Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина
Россия

кафедра русского искусства,
аспирант

Университетская наб., д. 17, Санкт-Петербург, 199034, Россия

ORCID 0009-0004-3302-3011



Список литературы

1. Матафонов В.C. Николай Михайлович Кочергин. Ленинград, 1978. 111 с.

2. Виноградова Т.И. Мир как «представление» : китайская литературная иллюстрация / Б-ка Рос. акад. наук. Санкт-Петербург : БАН ; Альфарет. 2012. 332 с.

3. Родосская О.П. Кочергин Николай Михайлович // Литераторы Санкт-Петербурга ХХ века : энциклопедический словарь. URL: https://lavkapisateley.spb.ru/enciklopediya/k/kochergin-nikolaj- (дата обращения: 24.07.2024).

4. У Цзыцзин. Сказки в иллюстрациях художников России и Китая второй половины XX — начала XXI века. Проблемы художественной интерпретации текста : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2022. 25 с.

5. Корвацкая Е.С. Художественное оформление детской книги 1900—1910-х гг. в России. Новые материалы : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2017. 24 с.

6. Штейнер Е.С. Авангард и построение нового человека : Искусство советской детской книги 1920-х годов. Москва : Новое литературное обозрение, 2002. 250 с.

7. Волшебная чаша : индийские сказки / ил. Н. Кочергина. URL: http://ph.nigmabook.ru/lots/77.html (дата обращения: 24.07.2024).

8. Свадьба дракона : китайские сказки / ил. Н.М. Кочергина. Москва : Нигма, 2013. 140 с.

9. Сказки народов Азиии : в 3 кн. Кн. 2. Сказки Китая / ил. Николая Кочергина. Москва : Нигма, 2013. 90 с.

10. Сань Шан-Фэй. Десять маленьких друзей / худож. Н.М. Кочергин. Москва : Детгиз, 1954. 12 с.

11. Ксилография : учебно-методическое пособие / авт.-сост. Н.С. Комиссарова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра живописи и графики. Якутск : АГИКИ, 2021. 24 с.

12. Китайские сказки / рис. Н. Кочергина. Москва ; Ленинград : Детгиз, 1951. 88 с.

13. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. Москва : Прогресс : Гнозис, 1992. 270 с.

14. Каган М.С. Философская теория ценности. Санкт-Петербург : Петрополис, 1997. 204 с.

15. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Москва : Логос, 1998. 235 с.

16. Кассирер Э. Философия символических форм. Москва : Университетская книга, 2001. 271 с.

17. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Москва : Добросвет, 2000. 389 с.

18. Чжан Яньюань. О знаменитых картинах всех веков. Шанхай : Коммерческое издательство, 1922. 81 с. (Кит. яз.)

19. Гэ Лу. История развития теории древнекитайской живописи. Шанхай : Шанхайское народное издательство изобразительных искусств, 1982. 194 с. (Кит. яз.)

20. Ван Боминь. Художественные произведения Хуан Биньхуна. Шанхай : Шанхайское народное издательство изобразительных искусств, 1978. 63 с. (Кит. яз.).

21. Чэнь Чуаньси. История эстетики китайской живописи. Пекин : Народное издательство изобразительных искусств, 2012. 659 с. (Кит. яз.).

22. Е Лан. Принципы эстетики. Пекин : Издательство Пекинского университета, 2009. 460 с. (Кит. яз.).

23. Цзун Байхуа. Путешествие по эстетике. Шанхай : Шанхайское народное издательство, 1981. 313 с. (Кит. яз.).

24. Се Хэ. Заметки о категориях старинной живописи. Шанхай : Шанхайское издательство старинных книг, 1991. 971 с. (Кит. яз.).


Рецензия

Для цитирования:


Инь М. Своеобразие творческого метода Николая Кочергина в иллюстрациях к китайским сказкам. Обсерватория культуры. 2024;21(4):420-429. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4-420-429

For citation:


Yin M. The Peculiarity of Nikolai Kochergin’s Creative Method in Illustrations to Chinese Fairy Tales. Observatory of Culture. 2024;21(4):420-429. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4-420-429

Просмотров: 263


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)