

«Мышление и танец»: языковой пластический код эпохи Средневековья
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-660-668
Реферат
Исторический контекст заявленной проблематики совпадает по времени с процессами становления классической модели мышления в науке и различных сферах художественного творчества, а также с появлением зачатков системы записи танца — «орхесографии» Туано Арбо (1520—1595).
Научная структура пластического мышления в хореографии еще не сложилась в современном мире. Разработан авторский концепт, в основе которого лежит идея о том, что всю историю развития танцевального искусства можно представить в виде пластических языковых кодов: «мышление и танец», «мышление в танце», «мышление танцем». Предложена авторская классификация языка телесности и пластической структуры движения в эпоху Средневековья с возможностью связать эти явления с мышлением в хореографии и представить пластическое мышление как способность. В рамках исследования уточняется, что в эпоху Средневековья парадигма античной культуры и искусства не исчезает. Она закладывает фундамент триединства законов для всех времен и народов: физическое, духовное и умственное — не три, а одно начало в человеке. Именно вокруг этой парадигмы триединства будут вращаться архитектонические структуры телесности, основы теории танца и предмета хореографии последующих эпох.
Гипотеза исследования многогранна по своей научной адресованности. Она содержит онтологические формы и специфику возникновения феномена хореографии, морфологические и типологические признаки разнородных танцевальных сред. Впервые в пределах искусствоведческого измерения ставится цель обосновать художественную репрезентацию мышления в хореографии в эпоху Средневековья, поскольку специфика научной, художественной и культурной картины мира этого времени продолжает развивать концепт языкового пластического кода «мышление и танец». Рассмотрены задачи поиска ценностных коннотаций Античности и нахождения художественных связей с эпохой Средневековья. Актуализируется, что в отличие от Античности в Средневековье формируется новая модель телесного и языкового (в том числе композиционного) типа мышления. Определено, что задачи осмысления ментальной подвижности и культурно-исторического ландшафта в танцевальном пространстве Средневековья неразрывно связаны с традициями и новаторством европейской исторической наследственности.
Об авторе
Надежда Александровна ДогороваРоссия
факультет искусств,
профессор
Ленинские горы, д. 1, Москва, 119991, Россия
доктор искусствоведения, доцент
ORCID 0009-0000-5419-5614; SPIN 4347-7765
Список литературы
1. Arbeau T. Orchesographie… / par Thoin ot Arbeau de meur ant a Lengres. Lengres : Imprime audict Lengres par Ichan des preyz Imprimeur and Libraire. 1588. 105 p.
2. Arbeau T. Orchesographie… Paris : F. Vieweg, Libraire — Editeur, E. Bouillon and E. Vieweg, 1888. 105 p.
3. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII веков. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. 436 с.
4. Догорова Н.А. Пластическое и этнопластическое мышление в хореографическом искусстве: становление и трансформации : в 2 т. : дис. … д-ра искусствоведения. Москва : Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2023. Т. 1. 391 с.
5. Догорова Н.А. Балетная антропология в комплексно-ориентированных теориях мышления XVIII—XIX веков // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы : по материалам XII Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XII». Художественная картина мира (20 октября 2023 г.) / ред.-сост. А.И. Демченко. Саратов : Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2023. Т. 63. С. 33—38.
6. Blasis C. The art of dancing : comprising its theory and practice, and a history of its rise and progress … / transl. under the author’s immediate inspection by R. Barton. London : Edward Bull, 1830. 548 p.
7. Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. Москва : Тип. Лазаревского института восточных языков, 1864. 225 с.
8. Классики хореографии / [отв. ред. Е.И. Чесноков]. Москва ; Ленинград : Искусство, 1937. 356 с.
9. Фредеричиа А. Август Бурнонвиль : балетмейстер, отразивший в своем творчестве идеалы и борьбу века : перевод с датского. Москва : Радуга, 1983. 272 с.
10. Догорова Н.А. Хореографическое искусство : проблемы режиссуры и актерского исполнительского мастерства : избранные лекции. Саранск : Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2011. 56 с.
11. Blasis С. Dele compozisioni coreografiche e dele opere letterarie. Milan : Presso I Fratelli Centenari e comp., 1854. 87 p.
12. Тарасова О.И. Свобода и танец // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017. № 6. С. 111—118.
13. Никитин В.Ю. Танцтеатр: синтез художественных средств и приемов // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020. № 2. С. 14—24.
14. Савостьянова Ю.С. Импровизация в хореографических VR-экспериментах // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022. № 6. С. 19—28.
15. Аргамакова Н.В. Хореографические интерпретации духовно-медитативной созерцательности музыки Арво Пятра // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. № 3. С. 43—59.
16. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. Москва : Искусство, 1987. 556 с.
17. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова ; под ред. И. Борисовой. Москва : Ad Marginem, [1999?]. 478 с.
18. Компан Ш. Танцевальный словарь, содержащий в себе историю, правила и основания танцевального искусства. Москва : Университетская типография В. Окорокова, 1790. 437 с.
19. Новер Ж.Ж. Письма о танце / пер. с фр. под ред. А.А. Гвоздева. Ленинград : Academia, 1927. 315 с.
20. Новер Ж.Ж. Письма о танце и балетах : [перевод] / [ред. и вступ. статья Ю.И. Слонимского]. [Ленинград] ; [Москва] : [Искусство], [1965]. 375 с.
21. Il balarino di M. Fabricio Caroso da Sermoneta, Diuifo in due Tratatti… / Nel fecondo s’infegnano diuerfe forti di balli, balletto, et balletti, si all’ufo d’Italia, come a quello di Francia, et di Spagna ... Trattato secondo. 1605. MDL XXXI. 187 p.
22. Nuove inventioni di balli, opera vagniccima di Cesare Negri Melanese Detto il Trombone, Famofo, et eccelente proffeccore di ballere … Milano : Apreffo Girolamo Bordone, 1604. MDC III I. 296 p.
23. Худеков С.Н. История танцев : в 4 т. Санкт-Петербург : Тип. Петербургской газеты, 1914. Т. 2. 370 с.
24. Безуглая Г.А. Музыка балета в контексте музыкальной деятельности хореографов (конец XVI — первая треть ХХ в.) : дис. … д-ра искусствоведения. Санкт-Петербург, 2021. 442 с.
Рецензия
Для цитирования:
Догорова Н.А. «Мышление и танец»: языковой пластический код эпохи Средневековья. Обсерватория культуры. 2024;21(6):660-668. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-660-668
For citation:
Dogorova N.A. “Thinking and Dance”: The Linguistic Plastic Code of the Middle Ages. Observatory of Culture. 2024;21(6):660-668. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-660-668