Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Научно-просветительские коммуникации библиотек в социальных медиа в контексте межкультурного взаимодействия

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-576-587

Реферат

Цель статьи — с позиций межкультурного взаимодействия описать объективную ситуацию, складывающуюся в сфере научно-просветительских коммуникаций библиотек через социальные медиа на примере деятельности конкретной библиотеки. Основываясь на том, что коммуницирующими сторонами в этих процессах являются ученые — носители научной культуры — и широкая общественность, представляющая культуру повседневности, осуществлен подход, при котором научно-просветительские коммуникации библиотек рассматриваются как посредническое участие в межкультурном взаимодействии. Показан аналитический срез работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в области популяризации науки через публикацию соответствующего контента в социальных медиа. Сбор данных проводился с использованием системы мониторинга и анализа Brand Analytics в период с 28 июля по 10 августа 2023 года. Было выявлено 28 упоминаний ГПНТБ СО РАН в постах, связанных с популяризацией науки, от 12 авторов, с индексом вовлеченности аудитории, равным 211. Освещены вопросы вовлеченности аудитории, качества контента и его уникальности, обусловленной территориальным аспектом — сибирская наука. Отмечено, что по сравнению с крупными молодежно-развлекательными проектами библиотека испытывает сложности с привлечением широкой аудитории к своему контенту, классическо-академический стиль которого менее привлекателен для пользователей, на что указывают соответствующие метрики, в частности число просмотров. Сосредоточенность на сибирской науке также может являться ограничивающим фактором массового спроса на научно-популярный медиаконтент ГПНТБ СО РАН, но вместе с этим придает уникальность выбранной ею нише в популяризации науки и создает дополнительные возможности для развития этого направления деятельности. Незначительное число позитивных сообщений (7,1%) и их низкий потенциальный охват (не более 1 тыс. пользователей), а также отсутствие активного участия и диалога со стороны пользователей (нет ответных сообщений и комментариев к постам) требуют от библиотек активизации привлечения и удержания целевой аудитории. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о важности работы библиотеки как института культуры, ориентированного на развитие общества знания. Сфера деятельности библиотек, помимо сохранения и распространения информации, должна дополняться работой по популяризации научного знания, особенно в условиях расширения коммуникационных возможностей библиотек и разнообразия контента.

Об авторе

Мария Александровна Плешакова
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

лаборатория информационно-системного анализа,
старший научный сотрудник

Восход ул., д. 15, Новосибирск, 630102, Россия

кандидат педагогических наук

ORCID 0000-0002-2455-4636; SPIN 3844-0124



Список литературы

1. Коу Ю. Теоретические основы межкультурной коммуникации: сущность и формы проявления // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4. С. 141—144.

2. Дивеева Н.В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений : автореф. дис. … канд. филологических наук. Воронеж : Южный федеральный университет, 2015. 22 с.

3. Handbook of new media: social shaping and social consequences — fully revised student edition / ed. by Leah A. Lievrouw, Sonia Livingstone. London, UK : SAGE Publications, 2006. 16 p.

4. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации : монография. Москва : Высшая школа, 2005. 309 с.

5. Прикладная культурология : энциклопедия. Москва : Согласие, 2019. 843 с.

6. Абрамов Р.Н., Кожанов А.А. Концептуализация феномена Popular Science: модели взаимодействия науки, общества и медиа // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6, № 2. С. 45—59.

7. Миньяр-Белоручева А.П. Научная коммуникация как разновидность межкультурной коммуникации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2019. Т. 16, № 4. С. 22—26. DOI: 10.14529/ling190404.

8. Орлова Т.Э., Терентьева И.Н. Популяризация науки — актуальная функция научной коммуникации // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 4 (ч. 7). С. 1077—1080.

9. Паршукова Г.Б., Плешакова М.А. Концептное пространство библиотеки // Вестник культуры и искусств. 2023. № 4 (76). С. 22—33.

10. Малеев В.С. Музей и театр на пути к единству: поиск синтетических форм // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 4 (84). С. 113—122.

11. БиблиоГоризонт : дайджест зарубежных публикаций в библиотечно-информационной сфере. 2023. № 1. 28 с.

12. Кастельс М. Власть коммуникации : [учебное пособие]. 2-е изд., доп. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. 590 с.

13. Павловский А.Ф. Введение. Цифровые рамки коллективной памяти: Куда ведет цифровой поворот в memory studies? // Память в сети: цифровой поворот в memory studies : сборник статей. Санкт-Петербург. 2023. С. 7—12.

14. Кузнецова В.Ф. Просветительская деятельность публичной библиотеки // Библиотековедение. 2010. № 4. С. 27—31.

15. Агеева Г.М. Медиааналитика в библиотечных исследованиях // Научные и технические библиотеки. 2023. № 5. С. 58—76. DOI: 10.33186/1027-3689-2023-5-58-76.

16. Chen L. Analysis of the Informatization Construction of Library // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1486 (2), article id. 022009. DOI: 10.1088/1742-6596/1486/2/022009.

17. Fernández J. A SWOT Analysis for Social Media in Libraries // Library Staff Publications. 7. 2009. Vol. 33, iss. 5. P. 35—37. URL: https://digitalcommons.library.umaine.edu/lib_staffpub/7 (дата обращения: 25.10.2024).

18. Masizana F., Salubi O.G. Use of social media as a marketing and information provision tool by the City of Cape Town Libraries // South African Journal of Information Management. 2022. Vol. 24 (1), a1513. DOI: 10.4102/sajim.v24i1.1513.

19. Плешкевич Е.А. Государственно ориентированная советская модель библиотечного обеспечения коммуникации науки и общества // Библиосфера. 2023. № 1. С. 7—13. DOI: 10.20913/1815-3186-2023-1-7-13.


  • Рассмотрение деятельности библиотек в научно-просветительских коммуникациях с позиций межкультурного взаимодействия (наука-общество) расширяет исследовательские рамки и дает возможность получения оригинальных выводов.
  • Благодаря библиотеке — хранителю и распространителю книжной культуры, книга как средство коммуникации была более доступной для всех сословий и социальных групп в разные исторические периоды.
  • Цифровая культура открыла пред библиотеками новые возможности для посреднической деятельности в межкультурных коммуникациях.
  • Современная библиотека находит свою нишу в трансляции необходимых для широкой аудитории научных знаний через социальные медиа.
  • Коммуникативное пространство библиотеки становится местом пересечения культуры науки с культурой повседневности.

Рецензия

Для цитирования:


Плешакова М.А. Научно-просветительские коммуникации библиотек в социальных медиа в контексте межкультурного взаимодействия. Обсерватория культуры. 2024;21(6):576-587. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-576-587

For citation:


Pleshakova M.A. Scientific and Educational Communications of Libraries in Social Media in the Context of Intercultural Interaction. Observatory of Culture. 2024;21(6):576-587. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-576-587

Просмотров: 146


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)