

Музей художественной промышленности: этапы обсуждения проекта (конец XIX — первая четверть XX века)
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-210-223
Реферат
Впервые рассматривается история обсуждения проекта музея художественной промышленности в среде российской творческой и технической интеллигенции в период 1890—1920-х годов. Выделяются два этапа обсуждения идеи музея в контексте социокультурного развития страны, сопоставляются обоснования проектов музея, предложенные представителями дореволюционной российской интеллигенции конца XIX в. и деятелями советской культуры 1920-х годов. Площадкой для первого этапа обсуждения (1897) стало московское отделение Императорского русского технического общества (ИРТО). Инициатором обсуждения на этом этапе являлся искусствовед А.М. Миронов. Впервые вводится в научный оборот забытый доклад А.М. Миронова, в котором изложена дискуссия вокруг проекта музея. К обсуждению подключились педагог П.П. Пашков, инженер, математик К.К. Мазинг, промышленник А.В. Лобанов. По замыслу авторов проекта, музей художественной промышленности должен был выполнять культурно-просветительские, образовательные и методические функции. На первом этапе идея не получила государственной поддержки. На втором этапе (1919—1924) в обсуждении проекта музея принял участие нарком просвещения А.В. Луначарский, особое внимание в статье уделено определению его вклада в теоретическое обоснование проекта музея в связи с перспективами развития художественной индустрии в Советской России. Керамист, педагог П.К. Ваулин обозначил основные подходы к созданию коллекции, искусствовед Я.А. Тугендхольд предложил принципы экспонирования. Констатируется, что комплекс блестящих идей вокруг проекта музея художественной промышленности, к сожалению, не стал основой для выработки единой концепции музея. Разногласия были связаны с неотрефлексированностью самого понятия «художественной промышленности» в российском гуманитарном знании. Проблема создания музея художественной промышленности и конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке, технологическая независимость страны оказались прочно взаимосвязаны. Отсвет дискуссий 1897 и 1920-х гг. вокруг проекта музея художественной промышленности ощущается и в современной культурной политике, в выборе приоритетов и направлений ее развития.
Ключевые слова
Об авторе
Лидия Алексеевна СыченковаРоссия
кафедра всемирного культурного наследия,
доцент
Кремлевская ул., д. 18, Казань, 420008, Россия
доктор исторических наук, доцент
ORCID 0000-0001-9420-1206
Список литературы
1. Заламбани М. Искусство в производстве: Авангард и революция в Советской России 20-х годов / пер. с итал. Н.Б. Кардановой. Москва : ИМЛИ РАН, Наследие, 2003. 240 с.
2. Алимова Л.Б. Художественная промышленность России XVIII — начала XX веков: производство декоративно-прикладной роскоши : автореф. дис. ... докт. ист. наук. Челябинск, 2007. 57 с.
3. Шабалина Н.М. Художественная промышленность Южного Урала в контексте индустриальной культуры XX века : автореф. дис. ... докт. искусствоведения. Челябинск, 2015. 59 с.
4. Докучаева Е.Е. «Первая русская школа золотого и серебряного дела» А.В. Лобанова. Проблема художественно-промышленного образования в Москве в конце XIX — начале XX века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА : научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения. 2017. № 4, ч. 2. С. 4—15.
5. Зубанова Н.А. Музей «производственного типа» в СССР: возникновение, опыт работы и ликвидация. К истории музейного строительства в СССР в 1920—1930-е гг. // Вопросы музеологии. 2020. Т. 11, № 2. С. 197—209. doi: 10.21638/11701/spbu27.2020.205.
6. Миронов А.М. О мерах к улучшению фабричной промышленности в художественном отношении : доклад А.М. Миронова, прочитанный в заседании Постоянной комиссии 13 января 1897 г., и замечания по докладу, высказанные некоторыми членами Комиссии. Москва : Тип. М.Г. Волчанинова, 1897. 24 с.
7. О первой русской школе серебряного и золотого дела А.В. Лобанова в Москве // Ремесленная газета. 1900. № 42. С. 389.
8. Сыченкова Л.А. Алексей Максимович Миронов. Попытка научной реабилитации // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2004. № 1. С. 75—84.
9. Перро Ф. Роскошь. Богатство между пышностью и комфортом в XVIII—XIX веках / пер. с франц. А. Смирнова ; ред. И.Г. Кравцова. Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2014. 288 с.
10. Гоппе Г. От издателя // Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г. : альбом. Санкт-Петербург ; Москва : Герман Гоппе, 1882. С. 1.
11. Молозина И.В. Образовательная деятельность британских музеев второй половины XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры, 2016. № 3 (28). С. 95—98.
12. Ремесленно-художественное образование // Неделя строителя : приложение к журналу «Зодчий». 1891. № 50—51. С. 466.
13. Semper G. Wissenschaft, Industrie und Kunst // G. Semper. Vorschläge zur Anregung nationalen Kunstgefühles, bei dem Schlusse der Londoner Industrie-Ausstellung. Braunschweig : F. Vieweg und Sohn, 1852. 76 s.
14. Цветаев И.В. Учебный атлас античного ваяния для студентов Императорского Московского университета. Вып. 1—3. Москва, 1890—1894.
15. Земпер Г. Практическая эстетика / пер. с нем. В.Г. Калиша ; сост., вступ. ст. и коммент. В.Р. Аронова. Москва : Искусство, 1970. 320 с.
16. Первая Всероссийская конференция по художественной промышленности. Август 1919 г. / Подотдел художественной промышленности Отдела изобразительных искусств НКП. Москва, 1920. 118 с.
17. Луначарский А.В. Об отделе изобразительных искусств // Новый мир. 1966. № 9. С. 236—239.
18. Ваулин П.К. Основы развития русской промышленности // Художественный труд. 1919. № 1. С. 5—8.
19. Список сотрудников // Художественный труд. 1923. № 2. С. 34.
20. Луначарский А.В. Промышленность и искусство // Художественный труд. 1923. № 2. С. 1—6.
21. Reed H. Art and Industry: The Principles of Industrial Design. New York : Harcourt, Brace and Company, 1935. 143 p.
22. Луначарский А.В. О значении «прикладного» искусства // Художественный труд. 1923. № 1. С. 2—5.
23. Тугендхольд Я. Выставка художественной промышленности в Москве // Русское искусство. 1923. № 2—3. С. 101—107.
24. Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов : историко-критический очерк. Москва : Наука, 1975. 270 с.
25. Осокина Е.А. Золото для индустриализации : Торгсин. Москва : РОССПЭН, 2009. 592 с.
26. Молозина И.В. Роль первой Всемирной выставки 1851 г. в формировании британских музейных коллекций второй половины XIX в. // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. С. 50—55.
Рецензия
Для цитирования:
Сыченкова Л.А. Музей художественной промышленности: этапы обсуждения проекта (конец XIX — первая четверть XX века). Обсерватория культуры. 2025;22(2):210-223. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-210-223
For citation:
Sychenkova L.A. Museum of Art Industry: Stages of Project Discussion (Late 19th — First Quarter of the 20th Century). Observatory of Culture. 2025;22(2):210-223. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-210-223