Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Музей художественной промышленности: этапы обсуждения проекта (конец XIX — первая четверть XX века)

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-210-223

Реферат

Впервые рассматривается история обсуждения проекта музея художественной промышленности в среде российской творческой и технической интеллигенции в период 1890—1920-х годов. Выделяются два этапа обсуждения идеи музея в контексте социокультурного развития страны, сопоставляются обоснования проектов музея, предложенные представителями дореволюционной российской интеллигенции конца XIX в. и деятелями советской культуры 1920-х годов. Площадкой для первого этапа обсуждения (1897) стало московское отделение Императорского русского технического общества (ИРТО). Инициатором обсуждения на этом этапе являлся искусствовед А.М. Миронов. Впервые вводится в научный оборот забытый доклад А.М. Миронова, в котором изложена дискуссия вокруг проекта музея. К обсуждению подключились педагог П.П. Пашков, инженер, математик К.К. Мазинг, промышленник А.В. Лобанов. По замыслу авторов проекта, музей художественной промышленности должен был выполнять культурно-просветительские, образовательные и методические функции. На первом этапе идея не получила государственной поддержки. На втором этапе (1919—1924) в обсуждении проекта музея принял участие нарком просвещения А.В. Луначарский, особое внимание в статье уделено определению его вклада в теоретическое обоснование проекта музея в связи с перспективами развития художественной индустрии в Советской России. Керамист, педагог П.К. Ваулин обозначил основные подходы к созданию коллекции, искусствовед Я.А. Тугендхольд предложил принципы экспонирования. Констатируется, что комплекс блестящих идей вокруг проекта музея художественной промышленности, к сожалению, не стал основой для выработки единой концепции музея. Разногласия были связаны с неотрефлексированностью самого понятия «художественной промышленности» в российском гуманитарном знании. Проблема создания музея художественной промышленности и конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке, технологическая независимость страны оказались прочно взаимосвязаны. Отсвет дискуссий 1897 и 1920-х гг. вокруг проекта музея художественной промышленности ощущается и в современной культурной политике, в выборе приоритетов и направлений ее развития.

Об авторе

Лидия Алексеевна Сыченкова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

кафедра всемирного культурного наследия,
доцент

Кремлевская ул., д. 18, Казань, 420008, Россия

доктор исторических наук, доцент

ORCID 0000-0001-9420-1206



Список литературы

1. Заламбани М. Искусство в производстве: Авангард и революция в Советской России 20-х годов / пер. с итал. Н.Б. Кардановой. Москва : ИМЛИ РАН, Наследие, 2003. 240 с.

2. Алимова Л.Б. Художественная промышленность России XVIII — начала XX веков: производство декоративно-прикладной роскоши : автореф. дис. ... докт. ист. наук. Челябинск, 2007. 57 с.

3. Шабалина Н.М. Художественная промышленность Южного Урала в контексте индустриальной культуры XX века : автореф. дис. ... докт. искусствоведения. Челябинск, 2015. 59 с.

4. Докучаева Е.Е. «Первая русская школа золотого и серебряного дела» А.В. Лобанова. Проблема художественно-промышленного образования в Москве в конце XIX — начале XX века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА : научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения. 2017. № 4, ч. 2. С. 4—15.

5. Зубанова Н.А. Музей «производственного типа» в СССР: возникновение, опыт работы и ликвидация. К истории музейного строительства в СССР в 1920—1930-е гг. // Вопросы музеологии. 2020. Т. 11, № 2. С. 197—209. doi: 10.21638/11701/spbu27.2020.205.

6. Миронов А.М. О мерах к улучшению фабричной промышленности в художественном отношении : доклад А.М. Миронова, прочитанный в заседании Постоянной комиссии 13 января 1897 г., и замечания по докладу, высказанные некоторыми членами Комиссии. Москва : Тип. М.Г. Волчанинова, 1897. 24 с.

7. О первой русской школе серебряного и золотого дела А.В. Лобанова в Москве // Ремесленная газета. 1900. № 42. С. 389.

8. Сыченкова Л.А. Алексей Максимович Миронов. Попытка научной реабилитации // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2004. № 1. С. 75—84.

9. Перро Ф. Роскошь. Богатство между пышностью и комфортом в XVIII—XIX веках / пер. с франц. А. Смирнова ; ред. И.Г. Кравцова. Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2014. 288 с.

10. Гоппе Г. От издателя // Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г. : альбом. Санкт-Петербург ; Москва : Герман Гоппе, 1882. С. 1.

11. Молозина И.В. Образовательная деятельность британских музеев второй половины XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры, 2016. № 3 (28). С. 95—98.

12. Ремесленно-художественное образование // Неделя строителя : приложение к журналу «Зодчий». 1891. № 50—51. С. 466.

13. Semper G. Wissenschaft, Industrie und Kunst // G. Semper. Vorschläge zur Anregung nationalen Kunstgefühles, bei dem Schlusse der Londoner Industrie-Ausstellung. Braunschweig : F. Vieweg und Sohn, 1852. 76 s.

14. Цветаев И.В. Учебный атлас античного ваяния для студентов Императорского Московского университета. Вып. 1—3. Москва, 1890—1894.

15. Земпер Г. Практическая эстетика / пер. с нем. В.Г. Калиша ; сост., вступ. ст. и коммент. В.Р. Аронова. Москва : Искусство, 1970. 320 с.

16. Первая Всероссийская конференция по художественной промышленности. Август 1919 г. / Подотдел художественной промышленности Отдела изобразительных искусств НКП. Москва, 1920. 118 с.

17. Луначарский А.В. Об отделе изобразительных искусств // Новый мир. 1966. № 9. С. 236—239.

18. Ваулин П.К. Основы развития русской промышленности // Художественный труд. 1919. № 1. С. 5—8.

19. Список сотрудников // Художественный труд. 1923. № 2. С. 34.

20. Луначарский А.В. Промышленность и искусство // Художественный труд. 1923. № 2. С. 1—6.

21. Reed H. Art and Industry: The Principles of Industrial Design. New York : Harcourt, Brace and Company, 1935. 143 p.

22. Луначарский А.В. О значении «прикладного» искусства // Художественный труд. 1923. № 1. С. 2—5.

23. Тугендхольд Я. Выставка художественной промышленности в Москве // Русское искусство. 1923. № 2—3. С. 101—107.

24. Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов : историко-критический очерк. Москва : Наука, 1975. 270 с.

25. Осокина Е.А. Золото для индустриализации : Торгсин. Москва : РОССПЭН, 2009. 592 с.

26. Молозина И.В. Роль первой Всемирной выставки 1851 г. в формировании британских музейных коллекций второй половины XIX в. // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. С. 50—55.


Рецензия

Для цитирования:


Сыченкова Л.А. Музей художественной промышленности: этапы обсуждения проекта (конец XIX — первая четверть XX века). Обсерватория культуры. 2025;22(2):210-223. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-210-223

For citation:


Sychenkova L.A. Museum of Art Industry: Stages of Project Discussion (Late 19th — First Quarter of the 20th Century). Observatory of Culture. 2025;22(2):210-223. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-210-223

Просмотров: 67


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)