

Коммеморативные нарративы в интерпретации народной культуры
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-638-648
Реферат
На примере творчества сказителя, знатока традиций и подвижника якутской культуры С.А. Зверева (1900-1973) рассмотрены формы сохранения аутентичных форм народного искусства, реконструкции этнической исполнительской специфики. На границе Нюрбы и Сунтар располагаются места, связанные с историей рода, здесь он воспитывался; впервые был признан его талант; начиналась творческая деятельность – влияние перечисленного на его творчество бесспорно, но не исследовано. Представлен опыт интерпретации интервью трех респондентов Нюрбинского района с целью определить этнографию пространства и мест памяти в аутентичных формах народной культуры, хранителем, инициатором и транслятором которых являлся Зверев. Использованы отдельные положения теории социального производства пространства; теория места памяти, рассматриваемые как символический инструмент, связанный с реальностью прошлого и как источник смыслов. Методы исследования могут быть применены в качестве концептуального основания при решении частных и фундаментальных проблем региональной культурологии, искусствоведения; в реконструкции народного музыкального, танцевального искусства и др. Предложено обоснование воздействия культурной памяти на становление этнической идентичности в режиме юбилейных коммеморативных практик. Рассмотрен пример взаимоотношений: автор — текст (установление реальности произведения) на этапе перехода культуры от бесписьменных форм к письменным. Предложены описание и анализ процесса реконструкции народного танца с учетом локальной этнической специфики. Определены предпосылки реконструкции аутентичных форм народного искусства и частично описан личный вклад С.А. Зверева в сохранение традиционных ценностей. Определено, что мемориальными практиками в процессе идентификации конструируется и перманентно редактируется представление этноса о себе.
Об авторе
Саргылана Валентиновна НикифороваРоссия
доцент кафедры культурологии Института языков и культур народов Северо-Востока РФ (СВФУ им. М. К. Аммосова)
Список литературы
1. Уткин К.Д., Зверев Д.С. Удьор утума (= Потомки С.А. Зверева) // Аҕам туһунан аман өс (= Слово об отце / сост. Д.С. Зверев. Якутскай к. : Саха республикатын суруйааччыларын союһа, 1995. С. 106-113. (на якут.яз.)
2. Степанова-Каретникова Н.В. Манчаары уонннна Кыл Уолун кистэлэҥнэрэ ... (= Тайна Манчаары и Кыыл Уола) // "Ньурба" ("Огни Нюрбы"). Нюрба, 2023. 21 сентября. № 37 (12061). С. 7. (на якут.яз.)
3. Лоу С. Пространственное воплощение культуры: Этнография пространства и места / пер. с англ. Н. Проценко. М. : Новое литературное обозрение, 2024. 400 с.
4. Головашина О. В. Исторический факт как место памяти: П. Нора и исследования локального прошлого // Tempus et Memoria. 2022. Т. 3, № 2. С. 6–12. doi 10.15826/tetm.2022.3.032
5. Нора П. Франция -память / П. Нора, М. Озуф, Ж. Де Пюимеж и др.; пер. с фр. Д. Жапаевой. СПб. : Изд-во СПб ун-та, 1999. 328 с.
6. Филиппова Е.И. История и память в эпоху господства идентичностей (беседа с действительным членом Французской Академии историком Пьером Нора) // Этнографическое обозрение. 2011. №4. С. 75-84.
7. Лотман Ю.М. Память культуры // Семиосфера. СПб. : Искусство-СПб., 2000. С. 614-621.
8. Артог Ф. Время и история. "Как писать историю Франции?" / отв. ред. А.Я. Гуревич; пер. Е.Э. Ляшиной // Анналы на рубеже веков: антология. М. : «ХХI век — Согласие», 2002. С. 147-168.
9. Гирц К. Интерпретация культур. М. : РОССПЭН, 2004. 560 с.
10. Ямпольский М. Формы реальности. Очерки теоретической антропологии. М. : Новое литературное обозрение, 2022. 328 с.
11. Илларионов В.В. Роль С.А. Зверева в сохранении и возрождении фольклора и традиционной культуры якутского народа // Вестник СВФУ. 2011. Т. 8. № 1. С. 130‒134.
12. Лорд А.Б. Сказитель. М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. 368 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
13. Николаева Валентина Пантелеймоновна // Артисты ГБУ Нюрбинский государственный передвижной драматический театр Республики Саха (Якутия). URL: https://nyurbateatr.ru/artists/ (дата обращения: 17.10.2023).
14. Яковлев А. Легендарный бас Николай Баскаров: Воспоминания дочери о знаменитом якутском певце. Якутск. 2017 // URL: https://archive.ysia.ru/glavnoe/legendarnyj-bas-nikolaj-baskarov-vospominaniya-docheri-o-znamenitom-pevtse-yakutii/ (дата обращения: 11.03.2024).
15. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.-Л. : Государственное издательство художественной литературы, 1962. 435 с.
16. Антология Саха театра: в трех кн. / отв. ред. А.Н. Жирков. Якутск: Бичик, 2013. Кн. 1. 272 с.
17. Максимов Д.К. Очерк истории Якутского драматического театра. Якутск : Книжное издательство, 1985. 168 с.
18. Афанасьев А.Н. (Сэһэн Өлөксөй). Кыыл Уола уонна Суорун Омоллоон: [ахтыылар]. Дьокуускай: Бичик, 2009. 72 с. (на якут. яз.).
19. Зверева А.Н. Роль С.А. Зверева – Кыыл Уола в возрождении культурного наследия народа саха. Якутск: ОАО «Медиа-холдинг “Якутия”», 2015. 85 с.
20. Мохотчунова А.Н. Кыhыылаах, хомолтолоох баҕайы (= Обидно и досадно). Аҕам туһунан аман өс (= Слово об отце) / сост. Д.С. Зверев. Якутскай к. : Саха республикатын суруйааччыларын союһа, 1995. С. 49-51. (на якут. яз.).
- Репрезентация устной истории или мозаичная реконструкция событий в коллективной памяти спустя 60 лет, с использованием различных форм агентности.
- Нарративное интервью с опорой на сюжеты семейного альбома по фотографиям, концертным программам, газетным вырезкам тех лет.
- Специфика бытования фольклорного текста и художественная самодеятельность советского периода.
- Аберрации живой памяти (коммеморативные нарративы), когда память индивида (устная история) редактируется в рамках юбилейного дискурса (амбивалентность переживаний свидетелей).
Рецензия
Для цитирования:
Никифорова С.В. Коммеморативные нарративы в интерпретации народной культуры. Обсерватория культуры. 2024;21(6):638-648. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-638-648
For citation:
Nikiforova S.V. Commemorative Narratives in the Interpretation of Folk Culture. Observatory of Culture. 2024;21(6):638-648. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-638-648