Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Тенденции перехода от произведения искусства к арт-объекту в детском книгоиздании

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-150-157

Реферат

Статья посвящена актуальному вопросу эволюции детской книги: переходу от традиционной печатной формы к цифровому аналогу, а также от произведения искусства к формату арт-объекта. Автор заимствует этот термин из постмодернистских культурных практик, в рамках которых были переосмыслены принципы создания объектов искусства, что закономерно привело к разрушению стилевых и жанровых канонов. Так, арт-объект, будучи продуктом современных творческих экспериментов, кардинально отличается от классического произведения искусства. Его создатель осознанно выходит за границы традиционных художественных практик, сам же объект творчества получает незавершенные вариативные формы, при этом допускается активное взаимодействие зрителя с арт-объектом. Книга, в большей степени именно детская, в качестве арт-объекта приобретает инновационные характеристики в дизайне, иллюстрировании, литературном материале, меняя привычное представление читателя о себе как о каноничном объекте печатного искусства.

В ходе сравнительного анализа зарубежной и отечественной детской книжной культуры XX—XXI вв. отмечены тенденции как бережного сохранения традиций искусства книги, так и развития инноваций, позволяющих обеспечить актуальность печатной книжной формы в современных условиях. Автор предлагает понимать инновации как кардинальные изменения в формах и способах подачи содержания детской книги, соответствующие нынешним технологическим реалиям, а также как смену статуса книги в процессе глобальной цифровизации общества. В детском книгоиздании инновации становятся инструментом, помогающим печатной форме адаптироваться к принципиально новым обстоятельствам существования книги в информационном пространстве ребенка в XXI веке.

Детская книга в формате арт-объекта — это интерактивное поле, побуждающее юного читателя к активному взаимодействию, в рамках которого нивелируются границы между чтением, диалогом, фантазией, игрой; приоритетными становятся соавторство и сотворчество.

Об авторе

Ольга Витальевна Позднякова
Воронежский государственный университет
Россия

филологический факультет, кафедра издательского дела,
преподаватель

Университетская пл., д. 1, Воронеж, 394018, Россия

кандидат культурологии, доцент

ORCID 0009-0008-2352-9229; SPIN 7812-1428



Список литературы

1. Эко У. От Интернета к Гутенбергу : текст и гипертекст : отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 г. URL: https://studfile.net/preview/9502504/page:11 (дата обращения: 20.01.2025).

2. Агеева Г.М. Проблемы чтения в информационном обществе // Наука о книге. Традиции и инновации (Москва, 28—30 апреля 2009 г.) : материалы XII международной научной конференции по проблемам книговедения: к 50-летию сборника «Книга. Исследования и материалы» : в 4 ч. / [редкол.: В.И. Васильев (сопред.) и др.]. Москва : Наука, 2009. Ч. 2. С. 74—76.

3. Bennett S., Maton K., Kervin L. The “Digital Natives” Debate: A Critical Review of the Evidence // British Journal of Educational Technology. 2008. Vol. 39, № 5. P. 775—786. DOI: 10.1111/j.1467-8535.2007.00793.x.

4. Koutropoulos A. Digital Natives : Ten Years After // MERLOT : Journal of Online Learning and Teaching. 2011. Vol. 7, № 4 (December). P. 525—538.

5. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants : Part 1 // On the Horizon, 2001. Vol. 9, № 5 (September/October). P. 1—6.

6. Герчук Ю.Я. Советская книжная графика. Москва : Знание, 1986. 124 с.

7. Бенуа А.Н. Задачи графики // Искусство и печатное дело. 1910. № 2—3. С. 44—55.

8. Позднякова О.В. Эволюция детской книги : от традиций к инновациям (XIX—XXI вв.) : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01. Саранск, 2018. 194 с.

9. Корытов О.В. Иллюстрированная книга. Конструкция и композиция. Москва : Галарт, 2015. 217 с.

10. Вагапова Ф.Г. Становление искусства татарской рукописной и печатной книги XVII — начала XX вв. : стилистика и символика : дис. ... канд. искусствоведения. Казань, 2015. 553 с.

11. Кувыкина О.В. Пластилиновая книга : кругосветное путешествие с Ольгой Кувыкиной и Натальей Снегиной. Москва : Издательский дом Мещерякова, 2010. [18 c.]

12. Рид Б. Мышонок из метро : трогательная сказка о мышонке-мечтателе. Москва : Хоббитека, 2019. 40 с.

13. Тимофеевский А.П. Лучший повар — это Я! : [сборник рецептов в стихах для начинающих поварят : для среднего школьного возраста] / худ. О. Соломатина. Москва : Самокат, 2011. 59 с.

14. Гиваргизов А. Мы так похожи : [поэтический сборник : для семейного чтения] / худ. И. Александров. Москва : Самокат, 2008. 80 с.

15. Гиваргизов А. В честь короля : [сказки] / илл. В. Гараниной. Москва : Мелик-Пашаев, 2016. 61 с.

16. Булатов Н.П. Путешествие по электролампе / Н. Булатов и П. Лопатин ; фото и монтаж худ. М. Михайлова. [Москва] : Детиздат, 1937. 23 с.

17. Кэррол Л. Приключения Алисы в Стране Чудес / фотограф В. Клавихо-Телепнёв. Москва : СЛОВО/SLOVO, 2010. 128 с.

18. Стерн В. Психология раннего детства. Минск : Харвест, 2003. 399 с.

19. Сабуда Р. Искусство Pop-up книг // Книжная индустрия. 2009. № 6. С. 56—64.

20. Тюлле Э. Живая книга. Москва : CLEVER, 2022. 56 с.

21. Зимина Л.В. Нейросети в книгоиздательской индустрии // Библиография и книговедение. 2023. № 2. С. 48—66. DOI: 10.25281/2411-2305-2023-2-48-66.


Рецензия

Для цитирования:


Позднякова О.В. Тенденции перехода от произведения искусства к арт-объекту в детском книгоиздании. Обсерватория культуры. 2025;22(2):150-157. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-150-157

For citation:


Pozdnyakova O.V. Trends in Transition from a Work of Art to an Art Object in Children’s Book Publishing. Observatory of Culture. 2025;22(2):150-157. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-150-157

Просмотров: 71


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)