

Письма Я.Е. Брунак Ю.А. Бахрушину как источник по истории становления классического балета во Вьетнаме
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-182-193
Реферат
На основе анализа источников личного происхождения — писем советского балетмейстера-постановщика Я.Е. Брунак — освещается проблема становления национального балета во Вьетнаме. Письма из Вьетнама в адрес балетоведа Ю.А. Бахрушина носят характер личных сообщений, содержат информацию о начальном этапе деятельности Вьетнамской школы танца, создании экспериментальной хореографической студии и о первых ее гастролях. Особое внимание уделено характеристике личности автора и адресата писем, их образования и профессиональной принадлежности, личного отношения к описываемым событиям. Цель статьи — введение в научный оборот первоисточников и выявленных на их основе фактов, касающихся творческой биографии Я.Е. Брунак, ее роли в становлении профессионального хореографического искусства во Вьетнаме. Проведен сопоставительный анализ информации, содержащейся в текстах писем Я.Е. Брунак, со сведениями о тех же событиях из воспоминаний Н.П. Караченцова, Ю.А. Бахрушина, Х.Ф. Мустаева, Ву Вьет Куонга, Чыонг Ле Запа и др. Сделан вывод о существенном вкладе советских педагогов в становление вьетнамского национального балета в 1950—1960-е годы. Этот вклад выразился в участии в создании национальной хореографической школы на основе системы русского хореографического образования, во внедрении методики преподавания классического танца по русской школе, переносе ряда советских постановок на вьетнамскую балетную сцену, формировании репертуарной политики вьетнамского балетного театра. Деятельность отечественных хореографов сыграла существенную роль в институциализации вьетнамского балета. Эпистолярное наследие Я.Е. Брунак позволяет увидеть существенные стороны этого процесса.
Об авторах
Леонид Александрович МеньшиковРоссия
кафедра общественных и гуманитарных наук,
заведующий кафедрой
Глинки ул., д. 2, Санкт-Петербург, 190068, Россия
доктор искусствоведения, профессор
ORCID 0000-0001-6978-1325; SPIN 1692-2433
Виктория Валерьевна Василенко
Россия
Северо-Кавказский федеральный университет,
Высшая школа креативных индустрий, кафедра дизайна,
профессор
Пушкина ул., д. 1, Ставрополь, 355017, Россия
Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Ставропольский филиал, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин,
профессор
Кулакова ул., д. 43, Ставрополь, 355035, Россия
доктор исторических наук, доцент
ORCID 0009-0007-8931-3650; SPIN 7193-7444
Тхи Ван Зием Као
Вьетнам
преподаватель
Хо Тунг Мау ул., Ханой, 11309, Вьетнам
ORCID 0000-0001-8643-2151; SPIN 8568-2640
Список литературы
1. Филановская Т.А. Динамика хореографического образования в художественной культуре ХVIII—XX веков : дис. … докт. культурологии. Санкт-Петербург, 2011. 388 с.
2. Караченцов Н.П. Я не ушел… Москва : Эксмо, 2017. 480 с.
3. Као Т.В.З., Ле Х. Вьетнамская академия танца и ее роль в становлении системы национального хореографического образования // Культура и искусство. 2023. № 8. С. 96—111. DOI: 10.7256/2454-0625.2023.8.43683.
4. Као Т.В.З. Из истории зарождения вьетнамского национального балета // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023. № 5 (88). С. 38—55.
5. Василенко В.В., Као Т.В.З. Особенности развития вьетнамского хореографического искусства // Вьетнамские исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 79—94. DOI: https://doi.org/10.54631/VS.2024.82-607329.
6. Мотренко Е.Н. Советско-вьетнамское сотрудничество в области культуры в 1978—1985 годах // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2022. Т. 32, № 6. С. 1325—1332. DOI: 10.35634/2412-9534-2022-32-6-1325-1332.
7. Пасютинская В.М. Из истории становления высшего хореографического образования // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2012. № 3. С. 71—90.
8. Бахрушин Ю.А. Воспоминания / вступ. статья и комментарии Н.И. Сочинской. Москва : Художественная литература, 1994. 700 с.
9. Мустаев Х.Ф. Далекое и близкое : автобиографический альбом воспоминаний. Уфа : Полипак, 2012. 720 c.
10. NSND Vũ Việt Cường: Chân lý giản dị để hạnh phúc tràn đầy // Múa Việt Nam. March 20, 2020. URL: https://cdmuavn.edu.vn/nsnd-vu-viet-cuong-chan-ly-gian-di-de-hanh-phuc-tran-day/2020/03/20 (дата обращения: 18.12.2024).
11. Кобак И.В. Семейная переписка Гаевских 1820—1880-х гг. как исторический источник : автореф. дис. … канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 2014. 24 с.
12. Брунак (Косарева) Янина Евгеньевна. Письмо Юрию Алексеевичу Бахрушину личного содержания, о начале работы в Казанском театре оперы и балета. Казань. 23 декабря 1951 г. // Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. URL: https://archivogram.top/27768185 (дата обращения: 17.01.2025).
13. Василенко В.В., Ванян Л.В. Роль Института восточных языков в деле упрочения российско-армянских культурных отношений // Роль Института Восточных языков (Лазаревского института) в деле упрочения русско-армянских культурных отношений : материалы круглого стола (12 октября 2011 г.) / отв. ред. В.В. Василенко. Ставрополь, 2011. С. 11—18.
14. Бахрушин Ю.А. История русского балета. Москва : Советская Россия, 1965. 249 с.
15. Брунак (Косарева) Янина Евгеньевна. Письмо Юрию Алексеевичу Бахрушину личного содержания с поздравлением с 70-летием. 28 января 1966 г. // Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. URL: https://archivogram.top/27770324 (дата обращения: 17.01.2025).
16. Благов Ю.А. КЭМСТ и театральная жизнь Казани 1920-х гг. : (опыт исследования). Казань : Татполиграф, 2005. 236 с.
17. Алмазова А.А. Об истории создания либретто балета «Шурале» // Габдулла Тукай и тюркский мир : материалы международной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения Г. Тукая / сост. Ф.Х. Миннуллина, А.Ф. Ганиева. Казань : ИЯЛИ, 2016. С. 30—34.
18. Донина Л.Н. Татарский традиционный костюм в балете Ф. Яруллина «Шурале» // Эхо веков. 2013. № 3/4. С. 256—267.
19. Брунак (Косарева) Янина Евгеньевна. Письмо Юрию Алексеевичу Бахрушину личного содержания, о приезде в Ханой. 25 января 1962 г. // Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. URL: https://archivogram.top/27770408 (дата обращения: 17.01.2025).
20. Tarasop N.I. Phương pháp huấn luyện Múa cổ điển Châu Âu / Người dịch Trương Lê Giáp. Hà Nội : Nxb Nghệ thuật, 1981. 615 tr.
21. Costravitakaia V., Pisarep A. Múa cổ điển Châu Âu / Người dịch Trương Lê Giáp. Hà Nội NXB văn hoá — thông tin, 1995. 429 tr.
22. Bakhrusin I.A. Lịch sử kịch múa Nga / Người dịch Trương Lê Giáp. Hà Nội : Viện sân khấu — Trường ĐH Sân khấu Điện ảnh, 2002. 433 tr.
23. Брунак (Косарева) Янина Евгеньевна. Письмо Юрию Алексеевичу Бахрушину личного содержания, о работе в хореографическом училище и театре Ханоя. 28 октября 1963 г. // Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. URL: http://archivogram.top/27770418 (дата обращения: 17.01.2025).
24. Брунак (Косарева) Янина Евгеньевна. Письмо Юрию Алексеевичу Бахрушину личного содержания, о работе в хореографическом училище и театре Ханоя. 16 марта 1961 г. // Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. URL: http://archivogram.top/27770399 (дата обращения: 17.01.2025).
25. Брунак (Косарева) Янина Евгеньевна. Письмо Юрию Алексеевичу Бахрушину личного содержания, о работе в хореографическом училище и театре Ханоя. Вьетнам. 18 февраля 1964 г. // Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. URL: https://archivogram.top/27770392 (дата обращения: 17.01.2025).
26. Брунак (Косарева) Янина Евгеньевна. Письмо Юрию Алексеевичу Бахрушину личного содержания, о работе в музыкальном театре Ханоя. Вьетнам. 25 октября 1960 г. // Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. URL: https://archivogram.top/27768177 (дата обращения: 17.01.2025).
27. Мурова А.Ф. Ландшафты жизни и творчества Аскольда Федоровича Мурова // Вестник Новосибирского музыкального колледжа имени Аскольда Федоровича Мурова. 2014. № 7. С. 5—9.
28. Брунак (Косарева) Янина Евгеньевна. Письмо Юрию Алексеевичу Бахрушину личного содержания, о работе в музыкальном театре Ханоя. Вьетнам. 5 июня 1960 г. // Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. URL: https://archivogram.top/27768194 (дата обращения: 17.01.2025).
29. Брунак (Косарева) Янина Евгеньевна. Письмо Юрию Алексеевичу Бахрушину личного содержания, о работе в музыкальном театре Ханоя. Вьетнам. 15 октября 1960 г. // Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. URL: https://archivogram.top/27768180 (дата обращения: 17.01.2025).
30. Брунак (Косарева) Янина Евгеньевна. Письмо Юрию Алексеевичу Бахрушину личного содержания. 23 ноября 1965 г. Москва // Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. URL: https://archivogram.top/27770363 (дата обращения: 17.01.2025).
31. Демидов Е.А. Нинель Даутовна Юлтыева — балерина, балетмейстер, педагог // Вестник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. 2010. № 1 (23). С. 155—160.
32. Юлтыева Н.Д. Адажио моей памяти. Казань : АБВ, 2006. 206 с.
33. Цыдынжапов Г.Ц. : материалы и воспоминания / [сост., спец. редакция и автор вступит. статьи В.Ц. Найдаков ; литер. запись Н.Ц. Цибудеевой, Л.С. Башкуевой]. Улан-Удэ : Бурятское книжное издательство, 1990. 93 с.
34. Брунак (Косарева) Янина Евгеньевна. Письмо Юрию Алексеевичу Бахрушину личного содержания, о работе в музыкально-драматическом театре Улан-Батора. Монголия, Улан-Батор. Монгольский музыкально-драматический театр. 12 декабря 1958 г. // Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. URL: https://archivogram.top/27768184 (дата обращения: 17.01.2025).
35. Брунак Я.Е. Рождение прекрасного. Москва, 1961. 190 с.
Рецензия
Для цитирования:
Меньшиков Л.А., Василенко В.В., Као Т. Письма Я.Е. Брунак Ю.А. Бахрушину как источник по истории становления классического балета во Вьетнаме. Обсерватория культуры. 2025;22(2):182-193. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-182-193
For citation:
Menshikov L.A., Vasilenko V.V., Cao T. Letters of Ya.E. Brunak to Yu.A. Bakhrushin as a Source on the History of the Formation of Classical Ballet in Vietnam. Observatory of Culture. 2025;22(2):182-193. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-182-193