

Утверждение образа в живописи итальянского периода Петра Ивановича Соколова
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-3-290-298
Реферат
В настоящей статье рассматриваются важные компоненты академического метода работы над исторической картиной во второй половине XVIII в.: изучение опыта художников разных времен, стилей и направлений, а также копирование их картин. На примере работ исторического живописца, воспитанника и пенсионера Императорской академии художеств (ИАХ) П.И. Соколова (1753—1791) исследуется, как практика копирования эталонных произведений (современных ему и более ранних) повлияла на выбор сюжетов и на формирование приемов композиционного решения в живописи мастера.
В задачи исследования входил поиск произведений, послуживших источником вдохновения для художника при создании его собственных работ, содержавших узнаваемые для современников черты. Источниковой базой служат как изобразительные источники, так и письменные. Хранящиеся в фонде ИАХ Российского государственного исторического архива рапорты и «Итальянский журнал» П.И. Соколова, часть которого автор данной статьи публиковал ранее, относятся к отчетной документации русских пенсионеров.
Показано, что первым этапом обращения к эталонным произведениям для П.И. Соколова была академическая практика создания копии в учебных целях, следующим — изучение произведений в годы пенсионерства художника (1773—1778). Работа в мастерских ведущих европейских мастеров П. Батони и Ш.-Ж. Натуара, знакомство с их творческой манерой также сыграли свою роль в формировании индивидуального художественного почерка живописца. Впоследствии выбор поколениями учеников ИАХ в качестве образцов для копирования картин П.И. Соколова показывает, что художнику удалось создать эталонные произведения по всем канонам исторической живописи классицизма.
Об авторе
Елена Геннадьевна ЖелноваРоссия
Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова,
экспозиционно-выставочный отдел,
начальник
Волхонка ул., д. 13, Москва, 119019, Россия
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
кафедра искусствоведения и педагогики искусства,
соискатель
Реки Мойки наб., д. 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия
ORCID 0000-0001-6883-4552; SPIN 4091-9713
Список литературы
1. Евангулова О.С., Карев А.А. Свое чужое. Особенности цитирования в русском изобразительном искусстве XVIII века // Academia. 2021, № 1. С. 11—22. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-1-11-22.
2. Евангулова О.С. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ. Москва : Памятники исторической мысли, 2007. 285 с.
3. Пожарова М.А. Французские гравированные увражи XVIII века как фактор развития европейской художественной теории // М.А. Пожарова. Европейские концепции искусства в русской культуре XVIII века : очерки. Москва : БуксМАрт, 2022. С. 75—109.
4. Бабияк В.В. Русский учебный рисунок. Петербургская академическая художественная школа конца XVIII — начала XX века : учебно-методическое пособие… Санкт-Петербург : Гиппократ, 2004. 292 с.
5. Чубаков А.В. Традиции копирования в Императорской академии художеств // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 2. С. 192—197. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-2-192-197.
6. Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. Москва : Искусство, 1956. 519 с.
7. Петров П.Н. Художественные и исторические заметки П.Н. Петрова. Санкт-Петербург : политехническое заведение А. Баумана, 1862. Т. 2. 97 с.
8. Николаева А.Г. Пенсионеры Академии художеств в царствование Екатерины Второй // Научные труды : научное издание. Санкт-Петербург, июль / сентябрь, 2019. Вып. 50 (юбил.). Художественное образование. Сохранение культурного наследия. С. 102—132.
9. Академия художеств Министерства императорского двора. 1776 г. Рапорты от пенсионеров академических // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 705. Л. 11—31 об.
10. Желнова Е.Г. Базилики и церкви Рима глазами пенсионера Императорской академии художеств Петра Соколова // Искусство Евразии [электронный журнал]. 2020. № 2 (17). С. 255—263. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.016.
11. Академия художеств Министерства императорского двора. 1774 г. Рапорты, полученные от пенсионеров академических и письма от некоторых персон об оных же пенсионерах // Российский государственный исторический архив. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 635. Л. 1—38 об.
12. Хлопина Е.Ю. Римский филиал Французской Академии и Ж.-Л. Давид // Итальянский сборник. Москва : Памятники исторической мысли, 2003. Вып. 3. С. 299—317.
13. Карев А.А. Классицизм в русской живописи. Москва : Белый город, 2003. 319 с.
14. Anofrio B. Elogio di Pompeo Girolamo Batoni. In Romа : Nella stamperia Pagliarini, 1787. (Reprint, 2024). 72 p.
15. Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в. : каталог выставки. Санкт-Петербург : Государственный Эрмитаж, 2011. 240 с.
16. Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. [Москва] : [Академия художеств СССР], [1963]. 320 с.
17. Коваленская Н.Н. Русский классицизм : живопись, скульптура, графика. Москва : Искусство, 1964. 703 с.
18. Крюкова О.С. Италия в эпистолярном и мемуарном наследии русских художников // Труды членов Российского философского общества. Москва : Московский философский фонд, 2004. Вып. 7. С. 247—262.
19. Акимов И.А. Краткое историческое известие о некоторых российских художниках // Северный вестник. 1804. Ч. 1, № 3. С. 351.
20. Байбурова Р.М. «Без добрых дел блаженства нет…». Просветительская деятельность Академии художеств в XVIII веке. Москва : БуксМАрт, 2021. 208 с.
21. Мокроусов А.Б. Помпео Батони // Искусство. 2008. № 1 (562). С. 24—25.
22. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. Санкт-Петербург : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 2 : Часть биографическая. 454 с.
23. Живопись XVIII века : каталог собрания Государственной Третьяковской галереи. Москва : Государственная Третьяковская галерея, 2015. Т. 2. 408 с.
24. Моисеева С.В. «…К лучшим успехам и славе Академии» : живописные классы Санкт-Петербургской Академии художеств. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2014. 216 с.
Рецензия
Для цитирования:
Желнова Е.Г. Утверждение образа в живописи итальянского периода Петра Ивановича Соколова. Обсерватория культуры. 2025;22(3):290-298. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-3-290-298
For citation:
Zhelnova E.G. The Assertion of the Image in the Painting of the Italian Period by Peter Ivanovich Sokolov. Observatory of Culture. 2025;22(3):290-298. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-3-290-298