

Роль исторических источников для идентификации ранней фотографии
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-588-597
Реферат
Последние три десятилетия отмечены всплеском интереса к фотографии XIX в., что сделало ее полноправным участником художественного рынка и, что более важно, предметом исследовательской деятельности широкого круга специалистов: культурологов, философов, историков искусства, реставраторов, химиков и физиков. Ставя перед собой разные цели и используя научный инструментарий своей области знания, они способствуют пониманию и сохранению фотографии как одной из ключевых составляющих исторической памяти человечества. К настоящему времени российскими учеными введено в научный оборот значительное число новых произведений ранней фотографии. Пристальный интерес к дагеротипам со стороны коллекционеров, повлекший за собой повышение цен на антикварном рынке, был во многом обусловлен целым рядом научных изысканий, нашедших выражение в публикациях и организации выставок.
Настоящая статья посвящена актуальным вопросам исследовательской практики, сопряженной с изучением, атрибуцией и консервацией фотографии как материального объекта. Эти процессы входят в первостепенные задачи специалистов, работающих с разными по историко-культурной значимости массивами фотоматериалов в музеях, архивах и библиотеках. Отмечается важность выработки и апробации новых методик изучения памятников в рамках формирования отечественного опыта изучения фотографии.
Впервые затрагивается вопрос о достоверности подхода, в силу которого письменные свидетельства выступают в качестве главных источников при атрибуции памятника: нередко используемые как отправная точка экспертизы, они в дальнейшем (при комплексном изучении) могут вступать в противоречие с данными других научных методов. В результате исследования выявлены противоречия между письменными историческими свидетельствами (текстовой информацией) и данными комплексного научного анализа ранней русской фотографии; предложена комплексная методика ее атрибуции музейными специалистами.
Ключевые слова
Об авторе
Наталья Юрьевна АветянРоссия
отдел истории русской культуры,
старший научный сотрудник
Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, 190000, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0001-5825-3690; SPIN 4391-9618
Список литературы
1. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2005. 394 с.
2. Васильева Е.В. Язык, фотография, знак. К вопросу о семиотическом статусе изображения и объекта // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сборник научных статей / под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 2018. Вып. 8. С. 567—574.
3. Логинов А.А. Фотография и визуальное восприятие: ключевые понятия и исследовательские вопросы // Обсерватория культуры. 2014. № 4. С. 107—111. DOI: 10.25281/2072-3156-2014-0-4-107-111.
4. Толмачева Е.Б. Методология изучения фотографии с этнографическим содержанием // Фотография. Изображение. Документ / [отв. ред. Д.О. Уткин]. Санкт-Петербург : Росфото, 2010. Вып. 1 (1). С. 38—42.
5. Rosenblum N. A world history of photography / 4th ed. New York ; London : Aberville press publishers, 2007. 712 p.
6. Разные известия // Библиотека для чтения. 1839. Сентябрь — октябрь. Т. 36. С. 47—50.
7. Полякова Л.С. «Сохраненное равно приобретенному...» Авторские работы Л.Ж.-М. Дагера в собрании Научной библиотеки при Российской академии художеств (Санкт-Петербург) // Труды Государственного Эрмитажа. Актуальные исследования в области фотографии. Санкт-Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа, 2020. [Т.] 103. С. 5—11.
8. Pinson S.C. Speculating Daguerre, Art and Enterprise in the Work of L.J.M. Daguerre. Chicago ; Londres : The University of Chicago Press, 2012. 313 p.
9. С[обко] Н. Поправки и дополнения // Древняя и новая Россия : месячный исторический журнал. 1878. № 7. С. 259—260.
10. Лихоманов А.В. «Библиотекарь по призванию»: 200 лет со дня рождения В.В. Стасова // Библиография и книговедение. 2024. № 1. С. 149—155. DOI: 10.25281/2411-2305-2024-1-149-155.
11. Стасов В.В. Гоголь и русские художники в Риме // Древняя и новая Россия : ежемесячный исторический журнал. 1879. [Т.] 15, [№ 12]. С. 524—532.
12. Левицкий С.Л. Из времен дагеротипии (1841—1850) // Фотографический ежегодник П.М. Дементьева : с портретом С.Л. Левицкого и 14 художественными приложениями. Санкт-Петербург : Ф.Л. Веснер, 1892. С. 177—189.
13. Левицкий С.Л. Как я сделался фотографом // Фотограф-любитель : ежемесячный иллюстрированный журнал научной, художественной и практической фотографии. 1896. № 6. Июнь. Стб. 209—212.
14. Морозов С.А. Русская художественная фотография : очерки из истории фотографии. 1839—1917. Москва : Искусство, 1955. 184 с.
15. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. Москва : Искусство, 1987. 254 с.
16. Блюмфельд В. Сергей Левицкий // Советское фото. 1988. № 2. С. 36—38.
17. Головня И.А. С чего начиналась фотография. Москва : Знание, 1991. 173 с.
18. Font-Réaulx D. de. Le daguererréotype. Milan : 5 Continents editions, 2008. 96 p.
19. Бархатова Е.В. Римская фотосессия Александра Иванова: «вся русская живопись в лицах» // Дагеротип в России : сводный каталог. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское общество «А-Я», 2015. Т. 2. С. 12—25.
20. Логинов А.А. Коллекционирование фотографии // Обсерватория культуры. 2015. № 3. С. 90—95.
21. Рубинина З.М. Семейный фотографический архив Левицких (вторая половина XIX — вторая половина XX в.) из собрания Государственного исторического музея как объект источниковедческого исследования : автореф. дис. … канд. ист. наук. Москва, 2016. 24 с.
22. Аветян Н.Ю. Фотографическое собрание императрицы Марии Александровны // Сообщения Государственного Эрмитажа. Санкт-Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. Т. 73. С. 186—197.
23. Длужневская Г.В. Фотографии из Мраморного дворца: собрание великих князей генерала-адмирала Константина Николаевича и августейшего президента академии наук Константина Константиновича // Фотография. Изображение. Документ. Санкт-Петербург, 2010. № 1 (1). С. 4—14.
24. Стасов В.В. Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной библиотеки. Санкт-Петербург : Тип. В.С. Балашева, 1885. 176 с.
25. Григорьев С.И. Придворная цензура и образ верховной власти, 1831—1917. Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. 476 с.
26. Санкт-Петербург в светописи 1840—1920-х годов : каталог выставки [к 300-летию Санкт-Петербурга] / [сост.: Г.А. Миролюбова и др.]. Санкт-Петербург : Славия, 2003. 303 с.
27. Дагеротип : каталог коллекции / Н.Ю. Аветян, Г.А. Миролюбова, Т.А. Петрова ; Эрмитаж. Санкт-Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа, 2012. 200 с.
28. Аветян Н.Ю. Исследование дагеротипных паспарту как атрибуционный метод (на примере творчества Й. Венингера) // Культурная жизнь юга России. 2024. № 1 (92). С. 48—57. DOI: 10.24412/2070-075X-2024-1-48-57.
29. Hillebrand R., Kadlubek G. Photographica. The fascination with classic camera. Atglen : Schiffer publishing Ltd., 2000. 168 p.
- Изучение и сохранение фотографического наследия в российских музеях, библиотеках и архивах в настоящее время требует привлечения широкого круга специалистов и новых современных методов исследования.
- В статье рассматривается накопленный за последние три десятилетия опыт атрибуции произведений ранней русской фотографии и акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода в работе с памятниками, показываются противоречия между письменными источниками и результатами научной экспертизы.
- Предметом исследования автора стали дагеротипы — фотографические инкунабулы со своей уникальной историей, технологическими особенностями и особой эстетикой, что позволило на их примере рассмотреть целый ряд вопросов, затрагивающих атрибуционные методики.
Рецензия
Для цитирования:
Аветян Н.Ю. Роль исторических источников для идентификации ранней фотографии. Обсерватория культуры. 2024;21(6):588-597. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-588-597
For citation:
Avetyan N.Yu. The Role of Historical Sources for Identification of Early Photography. Observatory of Culture. 2024;21(6):588-597. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-588-597