

Символы и знаки в живописи: иерархия и инверсии
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-1-76-84
Реферат
Анализируется применение символов и знаков в живописи. Ограниченный объем настоящей статьи не позволяет разрешить проблемы, связанные с проявлениями символов и знаков в живописи, но дает возможность обозначить круг возникающих при этом вопросов. Символ рассматривается как образ некоторого реального или вымышленного объекта, обладающего самостоятельным бытием, а кроме того, наделенного функцией означающего при каком-либо означаемом. Знак, в отличие от символа, собственным бытием не обладает; весь его смысл заключается в том, чтобы выполнять функцию означающего. Показано, что художественное изображение уже само по себе является символом, поскольку, будучи самостоятельным объектом, указывает на нечто такое, чем оно само не является. Кроме того, символы (как и знаки) составляют важнейшую часть фабулы художественного изображения. В дискурсе современного искусствоведения востребована также концепция Ч. Пирса. В ней выделяются такие семиотические единицы, как иконический знак, знак-индекс и знак-символ. При оценке роли знаков и символов в живописи необходимо применять системный подход, поскольку семиотические единицы в совокупности составляют иерархическую систему. Это многоосевая иерархия, в которой зачастую развиваются внутренние противоречия, приобретающие вид системных инверсий. Системная инверсия представляет собой форму отношений в иерархической системе, при которой некоторый низший, подчиненный элемент приобретает главенствующее значение, формально оставаясь при этом на своей прежней невысокой иерархической позиции. Инверсия, создавая напряжение в системе, способна привести эту систему к разрушению, однако инверсии могут составлять предпосылку для ее дальнейшего развития. Представляется необходимым использовать анализ иерархических отношений и системных инверсий при исследовании совокупности семиотических единиц, представленных в произведениях живописи.
Ключевые слова
Об авторе
Дмитрий Анатольевич СевостьяновРоссия
кафедра педагогики и психологии,
доцент
Красный проспект, д. 52, Новосибирск, 630091, Россия
доктор философских наук, доцент
ORCID 0000-0002-7142-3188; SPIN 7508-5430
Список литературы
1. Севостьянов Д.А. Противоречия и инверсии. Новосибирск : Золотой колос, 2015. 245 с.
2. Аристотель. Об истолковании // Сочинения : в 4 т. Москва : Мысль, 1978. Т. 2. С. 91—116.
3. Марков Б.В. Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации. Санкт-Петербург : Наука, 2011. 667 с.
4. Демидова М.В. “Animal symbolicum” Э. Кассирера и научное знание ХХ века. Саратов : Издательство Саратовского университета, 2007. 108 с.
5. Кассирер Э. Философия символических форм / [пер. с нем. С.А. Ромашко]. Москва ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2002. Т. 1 : Язык. 272 с.
6. Белько Т.В., Длясин Д.Г. Шрифт и изображение в истории визуальных коммуникаций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3 (35). С. 236—241.
7. Погорелова И.В., Тарасова П.С. Артионим в семиотике живописного произведения // Культура и искусство. 2024. № 2. С. 48—54. DOI: 10.7256/2454—0625.2024.2.68948.
8. Кесовиди В.А. Система кодовых переходов в интерпретации авторско-живописного портретирования в художественной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. № 3 (126). С. 64—68.
9. Корж А.А. Символическое миропонимание культуры Средневековья // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. 2006. № 2. С. 185—188.
10. Рогов А.А. Информационные и коммуникативные технологии в полиграфии и дизайне // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 2 (14). С. 177—179.
11. Кугушева А.Ю. Семиозис художественного образа как знака в искусстве // МедиаVектор. 2022. Вып. 5. С. 69—72.
12. Шуб М.Л. Знаково-символический уровень городской идентичности жителей индустриальных городов Южного Урала // Обсерватория культуры. 2022. Т. 19, № 2. С. 128—137. DOI: 10.25281/2072-3156-2022-19-2-128-137.
13. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / [2-е изд., испр.]. Москва : Искусство, 1995. 320 с.
14. Тиндова М.Г. Семиотика в изобразительном искусстве: читаем шедевры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-1 (39). С. 25—27. DOI:10.24411/2500-1000-2019-11837.
15. Аверинцев С.С. Символ // София-Логос : Словарь. Киев : Дух i Лiтера, 2001. C. 155—161.
16. Букреева А.Н. Символика художественного образа: проблема интерпретации // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). С. 124—137.
17. Пирс Ч. Логические основания теории знаков / пер. с англ. В.В. Кирющенко и М.В. Колопотина. Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. 352 с.
18. Елина Е.А. Семиотические проблемы абстрактного изображения и попытка их решения в условиях эксперимента // Вопросы психолингвистики. 2008. № 7. С. 73—77.
19. Бычков В.В. Мотив Вечно Женственного в символистском искусстве // Культура и искусство. 2019. № 2. С. 44—56. DOI: 10.7256/2454-0625.2019.2.28895.
20. Денисова Т.Ю. Феномен времени: воплощение философской идеи в художественных образах // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 4 (84). С. 99—106.
21. Леонтьева И.П. Эмблема как семиотическая система // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 66—71.
22. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Москва : Искусство, 1985. 480 с.
23. Молчанова Г.Г. Синергия визуального и вербального в хроматике (живописи) как семиотический код коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 19 : Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 2. С. 7—19.
24. Кугушева А.Ю. Семиозис художественного образа в искусстве: к постановке проблемы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2016. № 2. С. 48—54.
25. Петровская Г.В. Художественный знак — художественный образ — художественная коммуникация // Вестник Вятcкого государственного университета. 2012. № 2. С. 146—148.
26. Хренов Н.А. История медиа как история становления виртуальной реальности: знак в процессах коммуникации и инструмент отчуждения // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1 (130). С. 208—217. DOI: 10.20323/1813_145X_2023_1_130_208_217.
27. Ермилов Ю.И. Плоды десакрализации сакрального — изначально священного // На пути к гражданскому обществу. 2023. № 2 (50). С. 13—16.
28. Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. Москва : Фаир-Пресс, 2001. 443 с.
29. Юнг К.-Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л. и др. Человек и его символы / пер. с англ., [введ. Д. Фримана]. Москва : Серебряные нити ; Санкт-Петербург : АСТ, 1997. 367 с.
30. Марцинковская Т.Д. Психология искусства в транзитивном мире: эстетика перемен // Национальный психологический журнал. 2023. Т. 18, № 3 (51). С. 16—24. DOI: 10.11621/npj.2023.0303.
Рецензия
Для цитирования:
Севостьянов Д.А. Символы и знаки в живописи: иерархия и инверсии. Обсерватория культуры. 2025;22(1):76-84. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-1-76-84
For citation:
Sevostyanov D.A. Symbols and Signs in Painting: Hierarchy and Inversions. Observatory of Culture. 2025;22(1):76-84. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-1-76-84