Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Стилистический и образный синтез в творчестве мастеров Союза русских художников

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-158-169

Реферат

В статье рассматриваются особенности такого значительного объединения мастеров живописи начала XX в., как Союз русских художников. Основное внимание уделяется аспектам организационного и творческого порядка, которые можно определить понятием «синтез». Это определение является ключевым для истории Союза по целому ряду причин. В первую очередь синтез творческих сил образовывался в повседневной и выставочной деятельности Союза, который объединял живописцев с различными воззрениями на смысл своей профессии, а также с различными стилевыми и образными предпочтениями. Термином «синтез» можно описать и реальные взаимоотношения мастеров, и их стремление найти свой путь в живописи в условиях резкой перестройки основных понятий изобразительного искусства 1900—1910-х годов. Личные и творческие связи между художниками, входившими в объединение, нашли свое выражение в том, что касается сюжета, композиции, колорита и манеры письма. Мастера совместно создали пейзажными средствами целостный образ Родины, пройти мимо которого русские художники XX в. уже не могли. На их картинах представлены топографически конкретные, но внутренне обобщенные виды русских городов и деревень. Союз также затронул тему русской усадьбы. Отказавшись от распространенного в те годы элегического образа умирающей усадьбы, художники прославили в своих произведениях усадьбу-дачу как место отдыха и общения горожанина с природой. Это повлекло за собой возрождение жанра интерьера, которому русское искусство уже отдало дань в свое время (первая половина XIX в.). Члены Союза добились единства облика своих выставок без однообразия, так как опасность «повторения пройденного» исчезала благодаря все той же идее синтеза старого и нового, демократического и элитарного, города и деревни. Мастера совмещали свою уникальность со включенностью в контекст художественной жизни 1900—1910-х годов. При этом отдельный аспект настоящего исследования заключается в более точном разграничении черт реализма и импрессионизма в живописи Союза русских художников.

Об авторе

Александр Вячеславович Самохин
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств
Россия

отдел русского искусства,

старший научный сотрудник

Пречистенка ул., д. 21, Москва, 119034, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0002-1475-6867; SPIN 1712-9665



Список литературы

1. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. Москва : Искусство, 1976. 222 с.

2. Филиппов В.А. Союз русских художников. История творческого объединения. Москва : БуксМАрт, 2016. 96 с.

3. Лапшин В.П. Союз русских художников. Ленинград : Художник РСФСР, 1974. 424 с.

4. Атрощенко О.Д. История создания и деятельности Союза русских художников // Пути русского импрессионизма : к 100-летию Союза русских художников : альбом / [авт.-сост.: Н.А. Александрова и др.] Москва : Сканрус, 2003. C. 8—16.

5. Филиппов В.А. Импрессионизм в русской живописи. Москва : Белый город, 2003. 320 с.

6. Поспелов Г.Г. Россия в картинах «Союза русских художников» // Русское искусство. 2011. № 4. С. 18—29.

7. Стернин Г.Ю. По поводу одного юбилея. К столетию «Союза русских художников» // Русское искусство. 2004. № 1. С. 8—15.

8. Кауфман Р.С. Союз русских художников // История русского искусства / под общ. ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, В.С. Кеменова. Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1954. Т. 2. C. 27—86.

9. Станкевич Н.И. Сергей Арсеньевич Виноградов. Ленинград : Искусство, Ленинградское отделение, 1971. 151 с.

10. Сергей Виноградов : [альбом] / авт. текста Н. Лапидус. Москва : Белый город, 2005. 48 с.

11. Горелов М.И. Станислав Юлианович Жуковский : жизнь и творчество, 1875—1944. Москва : Искусство, 1982. 271 с.

12. Станислав Жуковский : [альбом] / авт. текста Л. Бобровская. Москва : Белый город, 2003. 48 с.

13. Осмоловский Ю.Э. Константин Федорович Юон : [альбом]. Москва : Советский художник, 1982. 248 с.

14. Константин Юон / авт. текста Н. Мамонтова. Москва : Белый город, 2001. 64 с.

15. Ленкова Е.В. Место Союза русских художников среди художественных объединений Серебряного века // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6 (85), ч. 1. С. 171—177.

16. Ленкова Е.В. Пейзаж как отражение эстетического принципа Союза русских художников // Русское искусство. 2009. Приложение к № 1 (21). «Академическая тетрадь». С. 40—45.

17. Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Москва : Искусство, 1951. 167 с.

18. Васнецов А.М. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. Москва : 1908. 133 с.

19. Виноградов С.А. Прежняя Москва : воспоминания / авт.-сост. Н. Лапидус. Рига : MultiCentrs, 2001. 215 с.

20. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820—1932) : справочник. Санкт-Петербург : Чернышев, 1992. 400 с.

21. Рылов А.А. Воспоминания. Ленинград : Художник РСФСР, 1977. 287 с.

22. Кончин Е.В. Собрание М.П.К. : этюды о художниках. Москва : Лернер, 2007. 258 с.од


Рецензия

Для цитирования:


Самохин А.В. Стилистический и образный синтез в творчестве мастеров Союза русских художников. Обсерватория культуры. 2025;22(2):158-169. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-158-169

For citation:


Samokhin A.V. Stylistic and Figurative Synthesis in the Work of Masters of the Union of Russian Artists. Observatory of Culture. 2025;22(2):158-169. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-158-169

Просмотров: 64


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)