

Ценностные стратегии культурных индустрий в дискурсе западной массовой культуры
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-1-24-33
Реферат
В статье рассматривается содержание, которое транслируют в массовое сознание культурные индустрии. Автор полагает, что культурные индустрии в полной мере играют роль инструмента формирования мировоззрения и системы ценностей, характерных для западного постиндустриального общества. Культурные индустрии при их внешнем содержательном разнообразии и многоплановых предложениях потребителю всегда выполняют социальный заказ, подчинены диктату финансовых властных элит и неразрывно сплетены с торговыми отношениями рыночного общества и соответствующей ему массовой культуры. Распространяемые культурными индустриями ценности неоднородны: это ценности двух типов, направленные к разным стратам общества. Ценности индивидуализма, финансовой успешности, соперничества, доминирования будто бы транслируются всем, но предназначаются для потенциальных экономических и политических лидеров, способных включаться в конкуренцию за властное влияние. Вторую группу составляют ценности, предназначенные «для масс», выступающих в роли большинства, которое эксплуатируется, но не должно препятствовать росту благосостояния элит. В этой группе превалируют два вида ценностей: «ценности примирения» (сентиментальные ценности и толерантность) и «ценности забвения» (самопогруженность в негативные внутренние состояния или в борьбу с ними). Отмечается, что важнейшей ценностью, распространяемой западными бизнес-элитами через культурные индустрии, является сам западный образ жизни, который предлагается другим странам и народам как эталон совершенства. Подчеркивается, что российские культурные индустрии призваны предлагать россиянам иные ценностно-смысловые ориентиры.
Об авторе
Иван Александрович ЧерниковРоссия
«Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации
старший преподаватель
Старых Большевиков ул., д. 54а, Воронеж, 394064, Россия
кандидат педагогических наук
ORCID 0000-0001-7317-6769; SPIN 8811-0625
Список литературы
1. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / пер. с нем. М. Кузнецова. Москва ; Санкт-Петербург : Медиум : Ювента, 1997. 312 с.
2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе / предисл., сост., пер. и примеч. С.А. Ромашко. Москва : Медиум, 1996. 239 с.
3. Эрли К., Мосаковски Э. Культурная компетентность // Harvard Business Review Россия. 2004. № 2. С. 15—19.
4. McPhail T.L. Electronic Colonialism: The Future of International Broadcasting and Communication. Beverley Hills : SAGE Publications, 1981. 256 р.
5. Тросби Д. Экономика и культура / пер. с англ. И. Кушнаревой. Москва : Издательский дом ВШЭ, 2018. 256 с.
6. O’Connor J. The Cultural and Creative Industries : A Literature Review. 2nd ed. Newcastle : Creativity, Culture and Education. 2010. 102 р.
7. Pratt A.C. Cultural Industries and Public Policy : An oxymoron? // International Journal of Cultural Policy. 2005. Vol. 11, № 1. P. 31—44. DOI: 10.1080/10286630500067739.
8. Pratt A.C. Production Values: From Cultural Industries to the Governance of Culture // Environment and Planning A: Economy and Space. 1997. Vol. 29, № 11. P. 1911—1917. DOI: 10.1068/a291911.
9. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой. Москва : Издательский дом ВШЭ, 2014. 455 с.
10. Бокова А.В. Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры : опыт концептуализации : дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2016. 174 с.
11. Гнедовский М.Б. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития // Творческие индустрии: модель для сборки. Москва : Институт культурной политики, 2005. С. 7—15.
12. Дробышева Е.Э. Ценностные стратегии культурных индустрий // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 2 (23). С. 106—114.
13. Зеленцова Е.В. Государственная поддержка креативных индустрий // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 73—80.
14. Савельева К.В. Феномен культурных индустрий в философско-культурологическом дискурсе // Вестник Калмыцкого университета. 2022. № 4 (56). С. 175—181. DOI: 10.53315/1995-0713-2022-56-4-175-181.
15. Черников И.А. Креативные индустрии в контексте модернизационных процессов в российской культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 5 (103). С. 92—103. DOI: 10.24412/1997-0803-2021-5103-92-103.
16. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112—122.
17. Черников И.А. Экономика впечатлений в динамике современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 4 (96). С. 59—68. DOI: 10.24411/1997-0803-2020-10406.
18. Черников И.А. Экономика впечатлений в обществе потребления // Культура и образование. 2021. № 4 (43). С. 78—85. DOI: 10.24412/2310-1679-2021-443-78-85.
19. Маркс К. Капитал. Москва : АСТ, 2001. Т. 1. 1460 c.
20. Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. № 10. С. 187—198.
21. Веблен Т.Б. Теория праздного класса / пер. с англ. Москва : Прогресс, 1984. 367 с.
22. Расы и общество / отв. ред. Ю.В. Бромлей. Москва : Наука, 1982. 351 с.
23. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения : в 2 т. Москва : Мысль, 1990. Т. 2. С. 238—406.
24. Ашин Г.К. Доктрина «массового общества». Москва : Политиздат, 1971. 191 с.
25. Штирнер М. Единственный и его собственность. Москва : Рипол Классик, 2017. 460 с.
26. Рэнд А. Атлант расправил плечи / пер. с англ. Москва : Альпина Паблишер, 2023. 1131 с.
27. Талеб Н.Н. Черный лебедь : Под знаком непредсказуемости. Москва : КоЛибри, 2022. 736 с.
28. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134—148.
29. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Москва : Культурная революция ; Республика, 2006. 269 с.
30. Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность: философские загадки. Киев : Ника-центр, 2006. 256 с.
31. Зеленцова Е.В., Гладких Н.В. Творческие индустрии: теории и практики. Москва : Т8 Rugram, 2021. 210 с.
Рецензия
Для цитирования:
Черников И.А. Ценностные стратегии культурных индустрий в дискурсе западной массовой культуры. Обсерватория культуры. 2025;22(1):24-33. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-1-24-33
For citation:
Chernikov I.A. Value Strategies of Cultural Industries in the Discourse of Western Mass Culture. Observatory of Culture. 2025;22(1):24-33. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-1-24-33