Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Интертекстуальная поэтика романа «4321» Пола Остера: диалог писателей и режиссеров

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-202-209

Реферат

Рассмотрена интертекстуальная поэтика романа «4321» (2017) П. Остера (1947—2024). «4321» — последний большой роман американского классика, в котором последовательно раскрывается интерес писателя к диалогу с литераторами-предшественниками, но в не меньшей степени и с кинорежиссерами: классиками и современниками. В статье показано, что этот диалог литературы и кино строится вокруг метафоры «расходящиеся тропки», предложенной еще Х.Л. Борхесом, а затем активно воспринятой в культуре второй половины XX и начала XXI века. Расходящиеся тропки — это всегда вариации. С одной стороны, это принцип, в соответствии с которым устроено повествование романа: в нем последовательно, один за другим предстают альтернативные варианты развития событий. Такая нарративная форма сближает П. Остера с польским режиссером К. Кесьлёвским (1941—1996), фильмами которого он вдохновлялся. В то же время расходящиеся тропки проявляют себя в способе варьирования, который задействован автором при создании героев, в использовании жанровых конвенций, в соотнесении разных событий между собой. Подобные вариации позволяют размышлять о том, что только могло бы случиться с героем, но что в действительности с ним не произошло. Таким образом, они позволяют сместить акцент со «сбывшегося» на «несбывшееся» и «несвершившееся». Отмечается, что в своем преломлении идеи расходящихся тропок П. Остер неизбежно вступает в диалог с другими писателями и режиссерами — своими предшественниками и современниками, размышлявшими на схожие темы (Р. Фростом, Х. Кортасаром, Ж.-Л. Годаром, М. Антониони). Он заимствует повествовательные принципы, приемы и создаваемые ими эффекты, но многое изобретает и сам, превращая свой роман в плотную интертекстуальную сеть, внутри которой читателю предстоит найти свой путь, и это читательское движение тоже будет напоминать путешествие по «саду расходящихся тропок». Настоящее исследование расширяет представления о проблеме интертекста современного романа в контексте диалогичности литературы и кино.

Об авторе

Дина Владимировна Шулятьева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

факультет гуманитарных наук, Школа философии и культурологии,
доцент

Мясницкая ул., д. 20, Москва, 101000, Россия

кандидат филологических наук

ORCID 0000-0001-7498-7395; SPIN 1392-8196



Список литературы

1. Merivale P., Sweeney S. Detecting Texts : The Metaphysical Detective Story from Poe to Postmodernism. University of Pennsylvania Press, 1999. 320 p.

2. Cloonan W. An American Excursion into French Fiction: The Book of Illusions // Frères Ennemis: The French in American Literature, Americans in French Literature. Liverpool University Press, 2018. P. 179—205.

3. Cochoy N. Walking, Writing — Reinventing the City in American Fiction // South Atlantic Review. 2011. Vol. 76, № 4. P. 41—55.

4. Owens J. The Book of Paul Auster : [interview] // Powell’s City of Books. 2007. January 24. URL: https://web.archive.org/web/20220819170106/https://www.powells.com/post/interview/the-book-of-paul-auster (дата обращения: 01.02.2025).

5. Brandt S.L. The City as Liminal Space : Urban Visuality and Aesthetic Experience in Postmodern U.S. Literature and Cinema // Amerikastudien / American Studies. 2009. Vol. 54, № 4. P. 553—581.

6. Golden C. From Punishment to Possibility: Re-Imagining Hitchcockian Paradigms in “The New York Trilogy” // Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal. 2004. Vol. 37, № 3. P. 93—108.

7. Zhang M. “A World Complete Without Me”: Writing Cinema in Paul Auster’s The Book of Illusions // Critique: Studies in Contemporary Fiction. 2019. Vol. 60, № 4. P. 393—408. DOI: 10.1080/00111619.2019.1601067.

8. González J. Words Versus Images : Paul Auster’s Films from “Smoke” to “The Book of Illusions” // Literature/Film Quarterly. 2009. Vol. 37, № 1. P. 28—48.

9. Gavillon F. Les romans de Paul Auster : la fiction aux sentiers qui bifurquent // Girard G. (Ed.) Le Superflu: Chose très nécessaire. Rennes : Presses Universitaires de Rennes, 2004. P. 73—79.

10. Baroni R. The Garden of Forking Paths : Virtualities and Challenges for Contemporary Narratology // Hansen P., Pier J., Roussin P., Schmid W. (еds.). Emerging Vectors of Narratology. Berlin ; Boston : De Gruyter, 2017. P. 247—264.

11. Shiloh I. “4 3 2 1”, The Book of Endlessly Forking Paths // Revue LISA : e-journal. 2020. Vol. 18, № 50. URL: http://journals.openedition.org/lisa/11461 (дата обращения: 01.02.2025). DOI: 10.4000/lisa.114.61.

12. Bordwell D. Film Futures // SubStance. 2002. Vol. 31, № 1. Issue 97 : Special Issue : The American Production of French Theory (2002). P. 88—104.

13. Heidbrink H. 1, 2, 3, 4 Futures — Ludic Forms in Narrative Films // Substance. 2013. Vol. 42, № 1. Issue 130. P. 146—164.

14. Gordon R.S.C. Modern Luck : Narratives of Fortune in the Long Twentieth Century. London : UCL Press, 2023. 209 p.

15. Haltof M. The Cinema of Krzysztof Kieslowski : Variations on Destiny and Chance. London ; New York : Wallflower Press, 2004. 191 p.

16. Dowell P., Fried J. Pulp Friction : Two Shots at Quentin Tarantino’s “Pulp Fiction” // Cinéaste. 1995. Vol. 21, № 3. P. 4—7.

17. Bewes T. Against the Ontology of the Present : Paul Auster’s Cinematographic Fictions // Twentieth Century Literature. 2007. Vol. 53, № 3. P. 273—297.

18. Varvogli A. The World That Is the Book : Paul Auster’s Fiction. Liverpool : Liverpool University Press, 2001. 184 p.

19. Lambrou M. Disnarration and the Unmentioned in Fact and Fiction. London : Palgrave Pivot, 2019. 126 p.

20. Prince G. The Disnarrated // Style. 1988. Vol. 22. P. 1—8.


Рецензия

Для цитирования:


Шулятьева Д.В. Интертекстуальная поэтика романа «4321» Пола Остера: диалог писателей и режиссеров. Обсерватория культуры. 2025;22(2):202-209. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-202-209

For citation:


Shulyatyeva D.V. The Intertextual Poetics of Paul Auster’s 4321: A Dialogue Between Writers and Filmmakers. Observatory of Culture. 2025;22(2):202-209. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-2-202-209

Просмотров: 71


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)