

Эволюция китайского керамического искусства в свете культурных и экологических изменений
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-3-316-326
Реферат
В статье определяется взаимосвязь между развитием китайской керамики и изменениями в культурной и природной среде Китая. Рассматриваются основные этапы эволюции китайского керамического искусства — от ранних технологий и стилей до более сложных форм, возникших благодаря культурным контактам и инновациям в период династий Хань, Тан, Сун и Мин. Подчеркивается, что каждое историческое изменение в керамике было обусловлено множеством факторов, включая адаптацию к локальным природным ресурсам, изменения в структуре общества и влияние внешних культур.
Особое внимание уделено экологии, где важную роль сыграли изменение климата, миграция населения и доступ к минеральным ресурсам, что, в свою очередь, повлияло на формирование уникальных стилей в различных регионах. Рассматривается процесс распространения керамики как культурного феномена, который стал отражением китайского художественного вкуса и философии в глобальном контексте. Показано, как мастерство китайских керамистов эволюционировало в ответ на изменения, происходящие в условиях окружающей среды и в социально-политической обстановке, а также как эти изменения повлияли на форму, стиль и методы производства изделий. Такие факторы, как политическая среда, социальная культура, экономическое развитие, технологический прогресс и внешние коммуникации, вместе также способствовали эволюции китайской керамики.
Делается вывод, что китайская керамика не только является отражением культурных ценностей, но и представляет собой результат приспособления к экологическим условиям. Это подчеркивает важность изучения керамики как источника знаний о древних обществах и их взаимодействия с окружающей средой.
Об авторе
Ган ВанРоссия
Институт философии и социально-политических наук,
кафедра теории культуры, этики и эстетики,
аспирант
Большая Садовая ул., д. 105/42, Ростов-на-Дону, 344006, Россия
ORCID 0009-0001-0558-1671
Список литературы
1. Вэй Тинью. Формирование керамического искусства и декорирование под голубую глазурь // Керамика. 2024. № 4. С. 122—124. Кит. яз.
2. Цзэн Чжаоцун. Влияние методов формирования керамической скульптуры на формирование стиля // Цзянсу керамика. 2020. Т. 53. № 2. С. 27—28. Кит. яз.
3. Оуян Линьсин. Первоначальное исследование связи между формой и декором в керамическом дизайне // Народное искусство. 2018. № 14. С. 77—78. Кит. яз.
4. Ян Баосян. Экология похоронной культуры. Пекин : Издательство китайского общества, 2015. 22 с.
5. Дэн Сяньжуй. О культуре экологии и ее исследовательском значении // Журнал Хуачжунского педагогического университета. Гуманитарные и социальные науки. 2003. № 1. С. 93—97. Кит. яз.
6. Сунь Вэйвэй. Культурная экология и развитие передовой культуры // Теоретические исследования. 2004. № 3. С. 21—22. Кит. яз.
7. Чжан Даюань. Исследование цветовых характеристик и эволюции традиционных деревень в регионе Линнаня через призму культурной экологии. Гуанчжоу : Гуанчжоуский университет, 2018. 1 с. Кит. яз.
8. Дин Минь. Изменения в китайских боевых искусствах в Ухане с точки зрения культурной экологии. Ухань: Уханьский институт физической культуры, 2020. 3 с. Кит. яз.
9. Лью Шивэнь. Наследие и защита нематериального культурного наследия северного Уаня в условиях культурной экологии и «производственной» охраны // Журнал Хэнаньского технологического института. 2014. № 7. С. 56—58. Кит. яз.
10. Куцова Е.Е., Давидова Т.А., Мартынова Н.В. Старинный художественный фарфор Китая в современном коллекционировании // Новые идеи нового века : материалы Международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2007. Т. 1. С. 461—465.
11. Чжан Хайян, Ван Манпин. Культурный материализм. Пекин : Хуасе, 1989. 998 с. Кит. яз.
12. У Тинфан. Конфуцианская мысль, содержащаяся в керамике эпохи Хань // Искусство и технологии. 2016. Т. 29. № 4. С. 159—160. Кит. яз.
13. Би Хайлонг. Культурное содержание и художественный стиль керамического искусства эпохи Хань // Лантай шуйцзе. 2014. № 25. С. 105—106. Кит. яз.
14. Цао Айпин. Эстетическое исследование танцевальных терракотовых статуэток эпохи Тан. Цзиньдэчжэнь : Институт керамики Цзиньдэчжэнь, 2014. 3 с. Кит. яз.
15. Чжан Хуй. Истоки и развитие искусства дизайна древнекитайской керамики. Нанкин : Нанкинская художественная академия, 2017. 155 с. Кит. яз.
16. Чжан Руицзе. Анализ художественных характеристик декоративных узоров керамики эпохи Сун и Юань // Журнал Университета Цзяодун. 2023. Т. 37. № 3. С. 17—20. Кит. яз.
17. Бянь Уня. Формирование и выражение эстетической мысли сунской керамики и ее влияние на современное восприятие // Керамика. 2024. № 1. С. 33—34. Кит. яз.
18. Ян Жуйлон. Рассуждение о проявлении «принадлежности» в дизайне керамики эпохи Сун // Керамика. 2023. № 12. С. 72—73. Кит. яз.
19. Ингвэн Чан. Формальные характеристики керамики эпохи Сун и их связь с утонченными привычками людей // Керамика. 2024. № 2. С. 122—124. Кит. яз.
20. Лью Тао. Многомерная перспектива: расцвет и упадок художественной керамики эпохи Цин // Журнал Чжэнчжоуского института легкой промышленности. 1989. № 2. С. 73—79. Кит. яз.
21. Фан Лили. Пятицветная краса — светская красота керамики эпохи Цин // Цюньянь. 2009. № 7. С. 37—41. Кит. яз.
22. Мэй Сялань, Фан Лили. Будущее наследия и наследие будущего // Народное искусство. 2018. № 5. С. 19—24. Кит. яз.
23. Чжан Цянь. Исследование изменений культурного пространства традиционного народного ремесла. Чэнду : Сычуаньская художественная академия, 2019. 45 с. Кит. яз.
24. Дронова Н.Д., Дронов Д.С. Атрибуция и особенности оценки китайских антикварных фарфоровых изделий // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 1 (184). C. 64—69.
25. Zheng Zeling. Connecting the Pastand the Future: Digital Restoration Technology of Ancient Ceramics and Its Impact on the Cultural Heritage Industry // Mediterranean Archaeology and Archaeometry. 2024. Vol. 24, № 3. P. 285—299. DOI: 10.5281/zenodo.13627437.
История развития китайской керамики — это живая летопись взаимного влияния культуры и природы. От примитивной глиняной посуды эпохи неолита до роскошных разноцветных изделий династий Хань и Тан и утончённой элегантности эпох Сун и Мин, каждый скачок в керамическом искусстве был глубоко связан с конкретной исторической средой. Исследования показывают, что природные факторы — такие как изменения климата, распределение ресурсов и миграция населения — в сочетании с социальными аспектами (политические перемены, технологический прогресс и культурные обмены) формировали уникальные стили керамики в разные периоды. Эти артефакты, создававшиеся тысячелетиями, являются не только воплощением эстетических идеалов, но и свидетельством адаптационной мудрости древнего Китая, предлагая ценные ключи к пониманию взаимоотношений между цивилизацией и природой.
Рецензия
Для цитирования:
Ван Г. Эволюция китайского керамического искусства в свете культурных и экологических изменений. Обсерватория культуры. 2025;22(3):316-326. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-3-316-326
For citation:
Wang G. The Evolution of Chinese Ceramic Art in the Background of Cultural Ecological Changes. Observatory of Culture. 2025;22(3):316-326. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-3-316-326