

Композитор Петр Дмитриевич Петров как выразитель национальной музыкальной культуры Абхазии
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-3-238-247
Реферат
Проблема национальной идентичности представителей академического творчества в приложении к национальной культуре малых народов является особо актуальной в эпоху экономической и политической глобализации, а разработка критериев, позволяющих отнести автора произведения к той или иной национальной культуре, является средством демаркации «своего» и «чужого» в национальном культурном наследии.
Целью работы является определение национально-культурной принадлежности композитора Петра Дмитриевича Петрова (род. 3 января 1949 г.) путем изучения его жизненного и творческого пути. В качестве методов исследования используется биографический подход и методы культурно-исторического и этнокультурного анализа в применении к музыкальному искусству.
Новизна работы состоит в рассмотрении проблематики национально-культурной идентичности посредством изучения биографии одного из выдающихся абхазских композиторов — П.Д. Петрова.
Основным результатом исследования является разработка критериев, позволяющих отнести деятеля культуры к той или иной национальной культуре вне зависимости от его этнического происхождения.
Областью применения результатов могут выступать документы планирования культурной политики стран и регионов с преобладанием малочисленных этносов, учебные пособия по культурологии и искусствоведению в части, касающейся проблемы культурно-национальной идентичности, а также сравнительно-типологические исследования подобных процессов в других регионах.
Выводы работы заключаются в том, что национальное искусство не является только частью наследия отдельных этносов, а представляет в некотором смысле метакультуру, существующую в пространстве страны. Для отнесения к национальной культуре деятель искусства не обязательно должен принадлежать к титульному этносу. На примере жизненного и творческого пути абхазского композитора П.Д. Петрова показано, что русский по этнической принадлежности композитор внес существенный вклад в национальную музыкальную культуру Абхазии и может считаться абхазским композитором.
Об авторе
Адам Анатольевич ХагбаРоссия
Адыгейский государственный университет,
Институт искусств, кафедра музыкального и хореографического искусства,
соискатель
Первомайская ул., д. 208, Майкоп, Республика Адыгея, 385000, Россия
Министерство обороны Республики Абхазия,
Военный оркестр,
военный дирижер
Кодорское ш., д. 57, Сухум, 384900, Республика Абхазия
ORCID 0009-0006-1129-9302; SPIN 2156-4550
Список литературы
1. Мироненко Е.С. Понятие «национальное композиторское творчество» и его трансформация на рубеже XX—XXI веков // Южно-Российский музыкальный альманах. 2014. № 2 (15). С. 82—87.
2. Юсупов И.Ф. Национальное искусство как этнический идентификатор личности // Вестник Башкирского университета. 2007. № 1. С. 113—114.
3. Leoussi A.S. The ethno-cultural roots of national art // Nations and Nationalism. 2004. Т. 10, № 1/2. P. 143—159.
4. Соколова А.Н. Содержание понятия «этническая живопись»: к постановке проблемы // Культура и искусство. 2021. № 9. С. 1—17. DOI: 10.7256/2454-0625.2021.9.36273.
5. Ткачук А.Ю. Фольклор как основа формирования современной музыкальной культуры Бурятии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 58. С. 43—47. DOI: 10.31773/2078-1768-2022-58-43-48.
6. Соколова А.Н. Историко-культурные предпосылки формирования адыгской композиторской школы // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1 (32). С. 30—32.
7. Недлина В.Е. Культурные детерминанты национального стиля (на примере казахской академической музыки) // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. 2021. № 3 (4). С. 25—39. DOI: 10.26176/MAETAM.2021.4.3.003.
8. Галицкая С.П. Дмитрий Дмитриевич Шостакович в Узбекистане // Вестник музыкальной науки. 2019. № 1 (23). С. 49—53.
9. Джуванышева Н.Н. История фортепианной школы Казахстана // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 54. С. 139—147. DOI: 10.31773/2078-1768-2021-54-139-147.
10. Владимирова С.В. Обзор творчества чувашских композиторов на примере А. Васильева // Символ науки : международный научный журнал. 2015. № 7. С. 159—163.
11. Русинова О.А. Творческая деятельность российских композиторов в Бурятии: общее и особенное // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 10. С. 35—40.
12. Махаров Н.Т. Становление узбекской национальной композиторской школы // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 35 (117). С. 48—51.
13. Бахтина З.В. У истоков формирования адыгской композиторской школы // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика : сборник статей по материалам V Международной научной конференции (Астрахань, 9—10 ноября 2017 г.) / Астраханская гос. консерватория ; глав. ред. Л.В. Саввина ; ред.-сост. В.О. Петров. Астрахань : Триада, 2017. С. 307—311.
14. Абдулаева М.Ш. Музыкальное искусство Дагестана в пространстве диалога культур // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 5 (31). С. 159—164.
15. Хагба А.А. Симфоническое наследие Абхазии: история формирования и перспективы сохранения // Наследие веков. 2023. № 2 (34). С. 15—30. DOI: 10.36343/SB.2023.34.2.001.
16. Доропей Г.И. Взаимодействие русской и восточной музыкальных культур на этапе становления национальных композиторских школ Кавказа, Средней Азии и Казахстана // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 8. С. 35—44.
17. Ашхаруа А.Г. Музыка и жизнь. О развитии абхазского профессионального музыкального искусства. Сухум : Дом печати, 2002. 246 с.
18. Соколова А.Н. О музыкальных произведениях М.Ф. Гнесина на адыгейские темы // О культуре и искусстве адыгов. Майкоп : Адыгея, 2002. С. 255—259.
19. Володина Е.Е. К вопросу о теории ладообразования абхазской музыкальной традиции // Взаимопроникновение национальных культур в контексте музыкального искусства : материалы научно-практической конференции в рамках III Международного фестиваля «Звуки дутара» им. Нуры Халмамедова (Москва, 2 ноября 2017 г.). Москва : Ритм, 2017. С. 145—149.
20. Дрожжина М.Н., Царёва Е.С. Фрактальный подход к анализу системы региональной академической музыкальной традиции // Вестник музыкальной науки. 2019. № 4 (26). С. 167—180. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10038.
21. Adler G., Baker T. Internationalism in Music // The Musical Quarterly. 1925. Vol. 11, № 2. P. 281—300.
22. Ковач К.В. Песни кодорских абхазцев : сборник этнографических материалов с нотными записями. Сухум : Издание Наркомпроса Абхазии и Академии абхазского языка и литературы, 1930. 72 с.
23. Абхазский биографический словарь / под ред. В.Ш. Авидзба. Москва ; Сухум : Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа АН Абхазии, 2015. 828 с.
- 1. В культуре малочисленных народов важно уметь отличать «свое» от «чужого»
- 2. Понятия «этническое искусство» и «национальное искусство» имеют разное применение
- 3. Часто, национальное искусство развивается благодаря людям нетитульного этноса
- 4. Критерии, позволяющие отнести деятеля искусства к национальному предложены в статье
Рецензия
Для цитирования:
Хагба А.А. Композитор Петр Дмитриевич Петров как выразитель национальной музыкальной культуры Абхазии. Обсерватория культуры. 2025;22(3):238-247. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-3-238-247
For citation:
Khagba A.A. Composer Peter Dmitrievich Petrov as an Exponent of National Musical Culture of Abkhazia. Observatory of Culture. 2025;22(3):238-247. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-3-238-247