Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Традиционная народная культура: династийная преемственность и этнохудожественное образование

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-649-659

Реферат

Народная художественная культура издревле определяла нормы поведения в обществе, моделировала отношения между разными поколениями, способствовала формированию ценностей и идеалов личности. Современное Российское государство, построенное по принципу национально-культурного многообразия, нацелено на возрождение и сохранение каждого народа, познание своей истории и развития национальной и этнокультурной идентичности в современном, подвергнутом стремительной глобализации мире.

В статье акцентируется внимание на семейных традициях, которые занимают особое место в развитии народной художественной культуры, народного искусства. Нередко они способствуют образованию профессиональных династий, обеспечивающих преемственное наследование в семье от поколения к поколению содержательной компоненты той профессиональной деятельности, которой они занимаются. Цель статьи, фактически открывающей новое направление в междисциплинарных исследованиях народной культуры, этнокультурного образования и творчества, — раскрыть вклад в их развитие теоретиков и практиков — представителей различных династий. Представлены подробные биографические материалы об Ольге Владимировне Кругловой, ее племяннице Галине Львовне Дайн, чей вклад в научную народную художественную и культурологическую школу трудно переоценить.

Раскрывая наследование ценностных качеств представителями семьи и рода, что просматривается в семье Кругловых — Дайн и других династиях, авторы статьи открывают уникальные страницы становления фольклорного коллектива и музея народной культуры московской школы № 709, Детской академии русской культуры, функционирующей на базе московской школы № 1579, а также Тверского филиала Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, реализующих образовательные программы «Народная художественная культура» на разных этапах системы дополнительного и профессионального образования.

Рассматриваются концептуальные идеи, которые воплощены в конкретных институциях, продвигающих традиционную народную культуру, и связаны с династийным наследованием в области народной культуры. Представлена информация о семейных династиях С.А. и В.И. Ситниковых, Л.В. и А.С. Ефимец, Величкиных — Резановых, заложивших основы этнохудожественного образования, органично сочетающего музейную педагогику, научные этнографические экспедиции, исторические реконструкции народных календарных праздников и обрядов и все то, что следует парадигме системного погружения подрастающего поколения в народную художественную культуру.

Об авторах

Леонид Владимирович Резанов
Школа № 1579
Россия

учитель технологии

Каширское шоссе, д. 55, кор. 7, Москва, 115211, Россия

кандидат педагогических наук,

заслуженный учитель города Москвы,

почетный работник общего образования Российской Федерации

ORCID 0009-0003-1922-1911; SPIN 1496-2272



Ольга Владимировна Шлыкова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;Арктический государственный институт культуры и искусств
Россия

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Институт государственной службы и управления, кафедра ЮНЕСКО,
профессор

Вернадского просп., д. 82, стр. 1, Москва, 119571, Россия

Арктический государственный институт культуры и искусств,
кафедра культурологии и культурного наследия народов Арктики,
профессор

Орджоникидзе ул., д. 4, Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000, Россия

доктор культурологии, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, отличник культуры Республики Саха (Якутия)

ORCID 0000-0002-2568-3624; SPIN 4279-1900



Список литературы

1. Хуторская Л.Н., Хуторской А.В. Воспитание в семейных династиях ученых // Вестник Института образования человека. 2015. № 2. 20 с. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2015/200/Eidos-Vestnik2015-221-Khutorskaya-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 09.10.2024).

2. Бирженюк Г.М., Сафронов Н.С. Школы в науке и искусстве как форма онтологической репрезентации социальных эстафет // Современная действительность сквозь призму культурологического знания : материалы Международного научно-творческого форума (научной конференции) «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века» (12—13 ноября 2020 г.). Челябинск : ЧГИК, 2020. C. 32—39.

3. Ситникова С.А. Тверской обрядовый масленичный текст: реликты древних мифоритуальных представлений. Москва : Государственная академия славянской культуры, 2012. 193 с.

4. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Шуя : Весть, 2006. 23 с.

5. Народная художественная культура в системе образования и научного исследования // Культурология в условиях вызовов XXI века: новые тренды в образовании : монография / О.Н. Астафьева, Н.Б. Кириллова, О.В. Шлыкова [и др.] ; науч. ред. Н.Б. Кириллова. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2024. C. 74—96.

6. Фольклор в современной культуре : материалы научно-практической конференции / отв. ред. С.А. Ситникова ; сост. В.И. Ситников. Тверь : СФК-офис, 2010. 270 с.

7. Ефимец Л.В., Шлыкова О.В. Сохранение культурного наследия (на примере музея народной культуры) : учебно-практическое пособие. Москва, 2011. 244 с.

8. Традиционная народная культура в современной социально-культурной деятельности и образовании : коллективная монография / Л.Ю. Аксакалова [и др.] ; отв. ред. Т.И. Бакланова. Саратов : Вузовское образование, 2016. 143 c. URL: https://www.iprbookshop.ru/47660.html (дата обращения: 10.10.2024).

9. Ефимец М.А. Русский мир как концепт и культурно-историческая реальность : автореф. дис. … канд. культурологии. Краснодар, 2022. 28 с.

10. Круглова О.В. Мой Север. Сергиев Посад ; Хотьково : Тверской полиграф. комбинат, 2024. 216 с.

11. Горяченко С.Л. Семейная память как составная часть историко-культурного наследия // Открытый текст : электронное периодическое издание. 9 октября 2019. URL: http://opentextnn.ru/history/semejnye-arhivy/gorjachenko-s-l-semejnaja-pamjat-kak-sostavnaja-chast-istoriko-kulturnogo-nasledija (дата обращения: 09.10.2024).

12. Романова Д.Я. Роль родовой памяти в сохранении культурной идентичности // Культурологический журнал. 2019. № 4 (38). DOI: 10.34685/HI.2019.63.82.002.

13. Тагашёв С. Союз наций и народов России : [сайт]. URL: http://soyuznarodov.ru/soyuz-nacij-i-narodov-rossii (дата обращения: 09.10.2024).

14. Ершова Л.В. Этнохудожественное образование как фактор современности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти Т.Я. Шпикаловой. Москва : МГИК, 2019. 268 с.

15. Резанова О.В. Формирование творчества учащихся 1—4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства : дис. … канд. пед. наук. Москва, 1998. 159 с.

16. Резанов Л.В. Допрофессиональное образование учащихся на народных традициях художественной обработки дерева на уроках «Технологии» в 8—9 классах общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2000. 223 c.

17. О национальной доктрине образования в Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 41, ст. 4089.

18. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : утверждены Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 46, ст. 7977.

19. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Игрушка в культуре России. Сергиев Посад, 2010. 184 с.

20. Ершова Л.В. Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: теория и практика : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2006. 42 с.

21. Народные мастера: традиции и школы / ред.-сост. М.А. Некрасова. Москва : Academia, 2006. 432 с.

22. Некрасова М.А. Место народного искусства в современной культуре России как духовного феномена : доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиции и современность» // Русская народная линия : [сайт]. URL: https://ruskline.ru/analitika/2009/03/30/mesto_narodnogo_iskusstva_kak_duhovnogo_fenomena_v_sovremennoj_kul_ture_rossii (дата обращения: 09.10.2024).

23. Культурология в условиях вызовов XXI века: новые тренды в образовании : монография / О.Н. Астафьева, Н.Б. Кириллова, О.В. Шлыкова [и др.] ; науч. ред. Н.Б. Кириллова. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2024. 242 с.

24. Резанов Л. Детская академия русской культуры // Как войти в народную культуру : экспедиционные и методические материалы, исследования, статьи. 1990—2014 / сост. М. Дайн ; под ред. Г. и М. Дайн. Сергиев Посад : Цветографика, 2015. С. 226—239.

25. Музей народного декоративно-прикладного искусства им. заслуженного учителя РФ Г.А. Величкиной // Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1579» : [офиц. сайт]. URL: https://gym1579u.mskobr.ru/o-nas/obshchestvennaya-zhizn/muzey-narodnogo-dekorativno-prikladnogo-iskusstva (дата обращения: 27.07.2024).

26. Многогранность человеческого капитала: культурные и социальные основания : коллективная монография / О.Н. Астафьева, К.Х. Делокаров, В.К. Егоров [и др.] ; общ. ред. и сост. О.Н. Астафьевой и О.В. Шлыковой. Москва : Согласие, 2019. 296 c.

27. Детская академия русской культуры с 1995 г. и навсегда : альманах / под науч. ред. Л.В. Резанова. Москва, 2023. 132 с.


Рецензия

Для цитирования:


Резанов Л.В., Шлыкова О.В. Традиционная народная культура: династийная преемственность и этнохудожественное образование. Обсерватория культуры. 2024;21(6):649-659. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-649-659

For citation:


Rezanov L.V., Shlykova O.V. Traditional Folk Culture: Dynastic Continuity and Ethno-Artistic Education. Observatory of Culture. 2024;21(6):649-659. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6-649-659

Просмотров: 143


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)