Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Русские переплеты первой четверти XIX века из телячьей кожи с корешками из сафьяна

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-1-94-103

Реферат

В эпоху индивидуального ремесленного переплета книг периода ручной печати вид и сорт используемых материалов были напрямую связаны с количеством операций по обработке различных элементов переплета и качеством декоративной отделки. Более ценные виды кожи и ткани выбирались для дорогих и художественно оформленных переплетов. Одним из способов создать эффект роскоши была аппликация полосы сафьяна на корешке поверх менее дорогой телячьей кожи. На книжной полке такие переплеты выглядели как полностью выполненные из сафьяна.

В настоящей статье исследуются русские переплеты первой четверти XIX в. с гладкими сафьяновыми корешками. Более 130 таких образцов выявлено в фонде научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки (РГБ). На основе анализа штампов золотого тиснения и места их расположения выделены два основных типа оформления корешка: с единой вертикально ориентированной композицией штампов и с традиционной бинтовой композицией, то есть с разделением всей площади корешка на отдельные четырехугольные секции с помощью горизонтально расположенных полос орнамента.

Описаны типы штампов и декоративные приемы, характерные для определенных хронологических отрезков в пределах исследуемого периода. Выявленные характеристики могут быть использованы при описании как цельнокожаных, так и полукожаных русских переплетов, а также для уточнения датировки.

Об авторе

Мария Борисовна Золотова
Российская государственная библиотека
Россия

НИО редких книг (Музей книги), сектор музейной и выставочной работы,
заведующая

Воздвиженка ул., д. 3/5, Москва, 119019, Россия

кандидат исторических наук

ORCID 0000-0002-0211-6766; SPIN 7226-4883



Список литературы

1. Герчук Ю.Я. Эпоха политипажей : русское типографское искусство первой трети XIX в. Москва : Книга, 1982. 150 с. : ил., факс.

2. Malavielle S. Reliures et cartonnages d’editeur en France au XIXe siécle (1815—1865). Paris : Promodis, 1985. 253 p.

3. Dictionnaire encyclopédique du livre / sous la direction de Pascal Fouché, Daniel Péchoin, Philippe Schuwer ; et la responsabilité sci. de Pascal Fouché [et al.] ; préf. de Henri-Jean Martin. [Paris]: Éditions du Cercle de la Librairie, 2011. [Vol.: N—Z]. 1088 p.

4. Encyclopedie des enfans, ou Nouvel abrégé de toutes les sciences = Детская энциклопедия, или Новое сокращение всех наук… Новое издание, приумноженное и исправленное во всех частях... Москва : в типографии Кряжева, Готье и Мея, 1802. [2], 1—208, 219—424, [8] с.

5. Консервация и реставрация книг : методические рекомендации / сост. В.И. Стеблевский, Н.К. Николаева. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Библиотека иностранной литературы ; Полимедиа, 2021. 262 с.

6. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства : [в 8 т.]. Санкт-Петербург : ЛИТА, 2000. Т. 3. 848 с.

7. Дружинин П.А. Музей книги Петра Дружинина и Александра Соболева : аннотированный научный каталог выдающихся памятников письменности XV — начала XX века : в 3 т. Москва : Слово/Slovo, 2021. Т. 3. 526 с.

8. Devauchelle R. La Reliure en France, de ses origines à nos jours. Vol. II (de 1700 à 1850), Paris, chez Jean Rousseau-Girard, 1960. 260, [6] p.

9. Alivon P. Styles et Modèles : Guide des styles de dorure et de décoration des reliures. Paris : Artnoville Editeur, 1990. 175 p.

10. Панченко Е.З. Декоративные композиции на корешках русских книг: конец XVIII — начало XIX вв. // Книга как предмет искусства. Москва : Арт. Собрание, 2023. С. 118—149.

11. Флери К. Нравы израильтян, или Объяснение на некоторыя важнейшия места Ветхаго Завета / соч. г. аббата Флери ; перевел П. Платонов-Грешищев. Москва : в Университетской типографии, у Люби, Гария и Попова, 1802. [4], 324 с.

12. Золотова М.Б. Переплеты с суперэкслибрисами князя А.И. Вяземского // Библиография и книговедение. 2024. № 3. С. 78—90. DOI: 25281/2411-2305-2024-3-78-90.

13. Роллен Ш. Роллень для юношества, или Начертание древней истории, содержащее в себе историю египтян, персов, греков, римлян и многих других народов… Москва : в типографии Августа Семена, 1822. 230 с. Инв. № XIX-19438.

14. Державин Г.Р. Сочинения Державина. В Санктпетербурге : В типографии Шнора, Т. 5. 1816. [8], 239, [3] с.

15. Сумароков П.П. Истинной способ быть здоровым, долговечным и богатым, Или открытие особливых, редких, удобоисполнительных, испытанных и весьма дешевых секретов, посредством которых всякой может доставить себе прочное здоровье и обогатиться честным образом в кратчайшее время : в 3 ч. Москва : в Университетской типографии, 1809. Ч. 2. XIV, 376 с.

16. Военная типография Главного штаба е. и. в. (Петербург) : Образцовые шрифты, украшения и виньеты Военной типографии. С кратким известием от времени учреждения ея до нынешняго положения. Санкт-Петербург : [Военная типография], 1821. X, [2] с., 25, [1] л.

17. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. Москва : Книга, 1990. 155 с.

18. Глинка С.Н. Русская история / Изд. 3. Москва : в Университетской типографии, 1818. Ч. 1. [2], XXXIV, 3—162 с.

19. Жанлис С.Ф. де. Повести госпожи Жанлис / переведенныя Н. Карамзиным. Изд. 2. Москва : в тип. С. Селивановскаго, 1816. [6], 275, [1] с.

20. Милло К.Ф.К. Основания всеобщей истории. Новое, исправленное и умноженное издание. Москва : в типографии Христоф. Клаудия, 1804. Т. 3. 494, [4] с.

21. Маркова А.И. Книжные переплеты генерала А.П. Ермолова : [каталог]. Москва : Издательский дом Руденцовых, 2020. 236 с.

22. Кульматова Т.В. Мраморная бумага в книжном переплете первой половины XIX в.: «химические» паттерны // Наука и библиотека : сборник научных трудов / отв. ред. Н.В. Колпакова. Санкт-Петербург : БАН, 2023. Вып. 8. С. 110—126.

23. Герчук Ю.Я. Искусство печатной книги в России XVI—XXI веков. Санкт-Петербург : Коло, 2014. 511 с.


  • В начале XIX в. в русском переплете существовала практика дублирования корешка переплета из телячьей кожи полосой красного или зеленого сафьяна. Этот материал играл не только конструктивную роль, определяемую его прочностью, эластичностью, износоустойчивостью, важную для данного элемента, но и декоративную, связанную с лучшей способностью к окраске, восприятию и сохранению золотого тиснения. Кроме того, на книжной полке такие переплеты выглядели как выполненные полностью из сафьяна и, следовательно, более дорогие.
  • Сафьяном дублировались корешки с гладкой поверхностью, лишенной выступающих поперечных валиков – бинтов – соответствующих ходу шнуров, на которых шился переплет. Поэтому декор корешка можно было вытиснить золотом в виде единой вертикальной симметричной композиции из отдельных штампов. Также могла сохраняться и традиционная схема зрительного разделения корешка узкими орнаментальными полосками на отдельные четырехугольные сегменты.
  • По типу декора переплеты с сафьяновыми корешками можно разделить на три основные группы. Им присущи как яркие индивидуальные черты, так и совпадения по ряду параметров, например, в выборе штампов и отделке некоторых элементов (обрезов, форзацев), говорящие об общих тенденциях в развитии переплетного искусства в 1800–1820-е гг.
  • Одно из направлений переплетной моды начала XIX в. – выполнение цветных орнаментальных имитаций бинтов. На красный сафьяновый корешок наклеивались поперечные полоски черной или зеленой кожи, а на зеленый – полоски красной кожи. Поверх них делалось золотое тиснение. Вместо аппликации также могли использовать окраску кожаной основы.

Рецензия

Для цитирования:


Золотова М.Б. Русские переплеты первой четверти XIX века из телячьей кожи с корешками из сафьяна. Обсерватория культуры. 2025;22(1):94-103. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-1-94-103

For citation:


Zolotova M.B. Russian Bindings of the First Quarter of the 19th Century Made of Calfskin with Morocco Spines. Observatory of Culture. 2025;22(1):94-103. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-1-94-103

Просмотров: 92


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)