

«Диснеевский бум» в период перестройки: механизмы и проводники культурного трансфера
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-4-386-395
Реферат
Приводятся результаты исследования о диснеевском культурном трансфере (по Мишелю Эспаню), который стал возможен в СССР времен перестройки после долгого периода тишины и критики, начавшейся в 1950-х годах. Представлены общественные изменения, ставшие его причиной, проводники и механизмы этого процесса, а также реакция на них советских граждан. Статья является частью исследовательского поля развития медиа и кинематографа в перестройку и продолжает проблематику, заявленную Валери Познер в работе «Дисней в стране советов, 1930-е». Однако в ней используется новая методологическая рамка (концепция культурного трансфера) для изучения перестроечных изменений в медиапространстве СССР. В ходе исследования проанализированы три основных «точки трансфера», которые выделяются на фоне общего потока западных (диснеевских) медиа 1987—1991 гг. своей интенсивностью и масштабом реакции: 1) диснеевский фильм «Путешествие Нэтти Ганн» (реж. Джереми Каган, 1985) занимает призовое место в детской программе XV Московского международного кинофестиваля в 1987 г.; 2) Фестиваль фильмов Уолта Диснея в Москве в 1988 г.; 3) массовое распространение диснеевской продукции в СССР в 1989—1991 годы. В результате анализа архивных фестивальных документов и газет, интервью и заметок в Живом Журнале был выявлен ряд механизмов культурного трансфера, который в этом исследовании обозначается как «диснеевский бум»: 1) фестиваль; 2) дискурс в медиа; 3) распространение диснеевских «артефактов». Были выявлены проводники культурного трансфера: мультипликаторы, кинокритики, работники киноиндустрии, а также Госкино, Гостелерадиофонд, Совинтерфест, издательство «Физкультура и спорт», киностудия «Уолт Дисней Пикчерз». Доказано, что «диснеевский бум» перестройки был не привнесением в советскую культуру чего-то кардинально нового, а реактуализацией трансфера первой половины XX века.
Об авторе
Яна Михайловна КузнецоваРоссия
Школа философии и культурологии,
аспирант
Покровский бульвар, д. 11, Москва, 109028, Россия
ORCID 0009-0003-3662-187X
Список литературы
1. David-Fox M. The Iron Curtain as Semi-Permeable Membrane: The Origins and Demise of the Stalinist Superiority Complex // Cold War Crossings: International Travel and Exchange Across the Soviet Bloc, 1940s—1960s. College Station : Texas A&M University Press, 2014. P. 14—39.
2. Познер В. Дисней в стране советов, 1930-е // Детские чтения. 2019. Т. 16, № 2. С. 341—387. DOI: 10.31860/2304-5817-2019-2-16-341-387.
3. Эспань М. История цивилизаций как культурный трансфер. Москва : Новое литературное обозрение, 2018. 811 с.
4. Чашкина Л.Ю. Влияние творчества Уолта Диснея на советскую мультипликацию // Обсерватория культуры. 2024. Т. 21. № 5. С. 552—559. DOI: 10.25281/2072-3156-2024-21-5-552-559.
5. Малянтович К. Как боролись с «космополитами» на «Союзмультфильме» : (рассказ-воспоминание) // Киноведческие записки. 2001. № 52. URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/822 (дата обращения: 14.04.2025).
6. Бородин Г.Н. Государство и анимация (1926—1962). Москва : Союзмультфильм, 2022. 423 с.
7. Рябов О.В. «Как хорошо, что наяву я не в Америке живу!» : Образ США в гендерном дискурсе советской мультипликации (1946—1963) // Женщина в российском обществе. 2018. № 2. С. 89—103.
8. Корнацкий Н.Н. Студия «Дисней» в 1975 году: рассказывает Ф.С. Хитрук // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2023. № 1. С. 146—166. DOI: 10.35852/2588-0144-2023-1-146-166.
9. Юдин К.А. «Детское» кино — взрослые смыслы: идео-
10. логия и визуальная культура семейной киноиндустрии США в период «холодной войны» // На пути к гражданскому обществу. 2020. № 3. С. 70—81.
11. Арнольди Э.М. Жизнь и сказки Уолта Диснея. [Ленинград] : [Искусство], [1968]. 211 с.
12. Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. Москва : Искусство, 1980. 239 с.
13. Эйзенштейн С. Дисней. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2014. 124 с.
14. Таубман У. Горбачев. Его жизнь и время. Москва : АСТ, 2019. 762 с.
15. Дорофеев Н. Мост над «железным занавесом». 30 лет назад в эфир советского телевидения вышел знаковый телемост СССР — США // Парламентская газета : электронное периодическое издание. 01.02.2016. URL: https://www.pnp.ru/politics/most-nad-zheleznym-zanavesom.html (дата обращения: 14.04.2025).
16. Гербер А., Климов В. «Одиссея» Нэтти Ганн // Спутник кинофестиваля. 1987. № 8. С. 6.
17. Белоснежка и семь гномов // Экран — детям. 1987. Декабрь. С. 7.
18. «Золотая свадьба» Белоснежки // Известия. 1987. 17 июля. С. 6.
19. Кинщик Н. «Уолт Дисней» предлагает... // Известия. 1987. 28 ноября. С. 3.
20. Документы об организации и проведении фестиваля фильмов «Дисней» с 14 по 25 октября 1988 г. : (записи бесед, смета, переписка). Т. 1 // Российский государственный архив литературы и искусства. 1988. Ф. 3159. Оп. 2. Ед. хр. 171.
21. Сучков М. Из почты «мультпанно» // Огонек. 1987. № 1. С. 15.
22. Кинщик К. Компания «Уолт Дисней» в Москве // Известия. 1988. 12 октября. C. 6.
23. Кинщик Н. Микки Маус станет говорить по-русски // Известия. 1988. 16 октября. С. 4.
24. Капралов Г. Здравствуй, Микки Маус! // Правда. 1988. 18 октября. С. 6.
25. Славуцкая Н. Легенда о Микки Маусе // Московская правда. 1988. 18 октября. С. 3.
26. Поспелов Р. Будем знакомы, Микки Маус?.. // Литературная газета. 1988. 19 октября. С. 2.
27. Клювов Ф. Юбилей и триумф мышонка // Московский комсомолец. 1988. 20 октября. С. 3.
28. Маркова Ф. Здравствуй, Микки Маус // Советская культура. 1988. 22 октября. С. 3.
29. Васильев Г. Позднее знакомство // Правда. 1988. 26 октября. С. 5.
30. Надеждина М. В гости к Микки Маусу // Советская культура. 1988. 15 ноября. С. 8.
31. Neumann M. Children Diplomacy During the Late Cold War: Samantha Smith’s Visit of the “Evil Empire” // History. 2019. Vol. 104. P. 275—308.
32. Лычева К. С миссией мира. Москва : Изд-во Агентства печати «Новости», 1988. 88 с.
33. Дементьев А. Дисней — в СССР! // Советский экран. 1989. № 1. С. 11.
34. Серегин С. Клуб «Ретро» // Экран — детям. 1988. Декабрь. С. 8—9.
35. Уолт Дисней представляет // Экран — детям. 1989. Февраль. С. 8.
36. ТАСС. Микки Маус на ЦТ // Правда. 1990. 27 декабря. С. 6.
37. Шальнев А. Киностудии нас бойкотируют // Известия. 1991. 14 июня. С. 6.
38. Турбаза «Волчья» // Экран — детям. 1989. Июнь. С. 12.
- В статье на основе концепции культурного трансфера Мишеля Эспаня исследуется популярность «Диснея» («диснеевский бум») в СССР периода перестройки.
- «Диснеевский бум» перестройки был не только привнесением нового, но и актуализацией культурного трансфера «Диснея» в СССР 1930-х гг.
- Перестроечный «диснеевский бум» был не просто частью глобального западного культурного трансфера в СССР, но и важным элементом политики завершения холодной войны ради будущих поколений.
- Самыми масштабными механизмами трансфера на официальном уровне были: проведение фестивалей, упоминания в прессе, и выпуск советско-американских журналов и телепередач. На неофициальном уровне процветала нелегальная запись и продажа мультфильмов, изготовление нелицензионных игрушек и сувениров.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова Я.М. «Диснеевский бум» в период перестройки: механизмы и проводники культурного трансфера. Обсерватория культуры. 2025;22(4):386-395. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-4-386-395
For citation:
Kuznetsova Ya.M. The “Disney Boom” in the Perestroika Period: Mechanisms and Conductors of Cultural Transfer. Observatory of Culture. 2025;22(4):386-395. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-4-386-395