

Музыкально-исполнительская техника и устройство немецкого скрипичного смычка XVII–XVIII веков
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-4-407-415
Реферат
В настоящей статье рассматриваются особенности конструктивного устройства скрипичного смычка и исполнительской техники, распространенной в музыкальной практике эпохи барокко в Германии. Сравнительно-исторический анализ оригинальных трактатов немецких теоретиков музыки и картин художников XVII—XVIII вв. позволил выявить характерные черты строения скрипичного смычка, основной способ его удержания и применявшиеся игровые приемы.
В результате проведенного исследования сделан вывод о стабильности конструктивного устройства немецкого барочного скрипичного смычка, который сохранял свою типичную форму на протяжении всего изучаемого периода. Особенностью его строения являлась лукообразно изогнутая трость средней длины с вытянутой головкой, фиксация волоса осуществлялась с помощью колодки-клипсы либо кремальеры. Установлено, что основным способом удержания смычка была «французская» хватка, допускавшая размещение большого пальца правой руки скрипача на волосе около колодки. Предполагается, что следствием данной хватки выступала специфическая техника игры барочным скрипичным смычком, которую немецкие теоретики музыки описывали как исполнительский прием, изменявший силу звука посредством регулировки натяжения волоса большим пальцем правой руки.
Вместе с тем внутри единого комплекса инструментария и технических приемов немецкой скрипичной традиции эпохи барокко уже зарождалось новое понимание своеобразия скрипичного искусства и мастерства изготовления смычковых инструментов, складывались профессиональные школы мастеров и скрипачей, эстетические идеалы которых были взращены на основе итальянской скрипичной культуры.
Об авторе
Александра Викторовна УстюговаРоссия
Институт изящных искусств,
кафедра музыкально-исполнительского искусства,
доцент
Новоспасский пер., д. 3, корп. 3, Москва, 115172, Россия
доктор искусствоведения, доцент
ORCID 0000-0002-2604-6897; SPIN 7620-8787
Список литературы
1. Струве Б.А. Процесс формирования виол и скрипок. Ленинград : Музгиз, 1959. 266 с.
2. Гинзбург Л.С., Григорьев В.Ю. История скрипичного искусства. Москва : Музыка, 1990. Вып. 1. 282 с.
3. Текучева А.С. «Баховский смычок»: спасительное открытие или красивая легенда? // Музыкальная академия. 2022. № 3. С. 54—75.
4. Saint-George H. The bow, its history, manufacture and use. London, 1896. 124 p.
5. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах : [пер. с нем.] / послесл. М.С. Друскина. Москва : Музыка, 1964. 725 с.
6. Schering A. Verschwundene Traditionen des Bachzeitalters // Bach-Jahrbuch, 1904. Bd. 1. S. 104—115.
7. Munrow D. Instruments of the Middle Ages and Renaissance. Paris : Hier & Demain, 1979. 96 p.
8. Boyden D. The History of Violin Playing from its Origins to 1761 and its Relationship to the Violin and Violin Music. London : Clarendon Paperbacks, 1990. 636 p.
9. Hopfner R. Meisterwerke aus der Sammlung historischer Musikinstrumente. Ein kurzer Führer durch das Kunsthistorische Museum Wien. Wien, 2004. 175 S.
10. Gähler R. Der Rundbogen für die Violine — ein Phantom? Regensburg : ConBrio Verlagsgesellchaft, 1997. 176 S.
11. Praetorius М. Theatrum Instrumentorum. Syntagma Musicum II. De organographia. Wolfenbüttel : Elias Holwein, 1620. 326 S.
12. Zeller M. Reconstructing Lost Instruments : Praetorius’s Syntagma musicum and the Violin Family // De musica disserenda. 2019. XV/1—2. P. 137—157. DOI: 10.3986/dmd15.1-2.07.
13. Staatliche Gemäldesammlung Bayern. Alte Pinakothek München. URL: https://www.sammlung.pinakothek.de/en/artwork/EXR4M3pLQ1 (дата обращения: 30.05.2025).
14. Playford J. An Introduction to the Skill of Musick. London : William Godbid for John Playford, 1664. 151 p.
15. Corrette M. L’Ecole d’Orphée: méthode pour apprendre facilement à joüer du violon. Paris, 1738. Geneva : Minkoff Reprint, 1972. 133 p.
16. Drescher Th. Österreichische Streicherpraxis im Spiegel von Johann Jacob Prinners Musicalischer Schlissl (1677). Eine kommentierte Edition des Kapitels 13: Von allerhandt Geigen // Provokation und Tradition. Erfahrungen mit der Alten Musik. Stuttgart : J.V. Metzler, 2000. S. 101—130.
17. Falck G. Idea boni cantoris. Nürnberg : W.M. Endter, 1688. 209 p.
18. Muffat G. Denkmäler der Tonkunst in Österreich. Bd. 2. Florilegium Secundum (1698). Wien : Artaria & C, 1895. 231 S.
19. Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / под ред. Б.В. Доброхотова. Москва : Музыка, 1964. 348 с.
20. Weigel J.Ch. Musicalisches Theatrum. Nürnberg, 1722. [Без пагинации].
21. Mozart L. Versuch einer gründlichen Violinschule (1756). Kassel : Bärenreiter Verlag, 2002. 321 p.
22. Maier J.F.B. C. Museum musicum theoretico-practicum : das ist: Neu-eröffneter Theoretisch und Praktischer Musik-Saal. Schwäbisch Hall, 1732. 104 p.
Автор реконструирует особенности игровых приемов и конструктивного устройства скрипичного смычка, распространенного в музыкально-инструментальной культуре Германии XVII — первой половины XVIII века. Материалами исследования послужили картины западноевропейских художников (И. Бридерль, Д. Халс, Н. Турнье, Б. Строцци) и оригинальные трактаты музыкальных теоретиков (И. Приннер, Г. Фальк, Г. Муффат, К. Майер). Воссоздание конструкции старинного скрипичного смычка в связи с музыкально-исполнительской техникой приобретает значимость при аутентичной интерпретации сочинений композиторов эпохи барокко.
Рецензия
Для цитирования:
Устюгова А.В. Музыкально-исполнительская техника и устройство немецкого скрипичного смычка XVII–XVIII веков. Обсерватория культуры. 2025;22(4):407-415. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-4-407-415
For citation:
Ustyugova A.V. Musical Performance Technique and Structure of the German Violin Bow of the 17th—18th Centuries. Observatory of Culture. 2025;22(4):407-415. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-4-407-415