

Мимесис, конструкция, деконструкция: универсальные творческие методы искусства
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-4-438-447
Реферат
Причины, лежащие в основе исторического развития искусства, — один из наиболее сложных и дискуссионных предметов исследования в разных областях научного знания. Выдвигается и обосновывается гипотеза о том, что каждый универсальный творческий метод создания художественной реальности является репрезентацией представлений человека/художника о мироустройстве. Смена этих представлений обусловливает смену доминирующих в искусстве творческих методов — мимесиса (в период классики), конструкции (в модернизме) и деконструкции (в постмодернизме). Автор исходит из того, что образ мира, существующий в социальном воображаемом и в сознании художника, определяет способ действия (деятельности) человека. Результаты этой деятельности (произведения искусства), в свою очередь, оказывают влияние на образ мира: поддерживают его, корректируют, модернизируют. Особое внимание уделяется представлениям о характере отношений/связей, которые тем или иным способом соединяют все элементы мироздания, включая человека. Именно эти отношения воспроизводятся человеком/художником при производстве социальной и художественной реальности. Так, миметический метод классического искусства является средством репрезентации того образа мира, в котором господствует идея порядка в разных ее проявлениях. Конструкция, ставшая доминирующим методом в художественном творчестве модернизма, — это способ действия в мире, балансирующем на грани порядка и хаоса. Главенствующий творческий метод постмодернистских арт-практик — деконструкция — является художественной репрезентацией представлений о хаотизированном мире-ризоме. Последовательное утверждение этих творческих методов в качестве доминант искусства свидетельствует о линейном развитии художественного творчества. Однако кумулятивный и диалектический характер наращивания эстетического опыта, а также единовременное существование всех трех методов в современном арт-мире указывают на нелинейность и сложность динамики искусства.
Об авторе
Елена Юрьевна ЛекусРоссия
Центр инновационных образовательных проектов,
доцент
Соляной пер., д. 13, Санкт-Петербург, 191028, Россия
кандидат культурологии
ORCID 0000-0002-7752-2160; SPIN 9717-3030
Список литературы
1. Piaget J., Inhelder B. Memory and Intelligence. 1st ed. London : Psychology Press, 2015. 428 p.
2. Gibson J. The Ecological Approach to Visual Perception. 1st ed. New York : Psychology Press, 2014. 346 p.
3. Андерсон Дж. Когнитивная психология / пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 496 с.
4. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / пер. с англ. В.В. Лучкова ; вступ. ст. и общ. ред. Б.М. Величковского. Москва : Прогресс, 1981. 230 с.
5. Шпет Г.Г. Philosophia Natalis : избранные психологические труды. Москва : РОССПЭН, 2006. 621 с.
6. Зинченко В.П. Психология предметного действия. Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2018. 384 с.
7. Зинченко В.П. Восприятие и визуальная культура. Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2018. 599 с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва : Смысл : Академия, 2005. 352 с.
9. Величковский Б.М. Когнитивная наука : Основы психологии познания : в 2 т. Москва : Смысл : Академия, 2006. Т. 1. 448 с.
10. Зинченко В.П. Нужно ли преодоление постулата непосредственности? // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 3—20.
11. Алишев Б.С. Понятие представление в современной психологии // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2014. Т. 156, кн. 6. С. 141—154.
12. Бибихин В.В. Мир. Томск : Водолей, 1995. 144 с.
13. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. Москва : Издательство Московского университета, 1985. 232 с.
14. Бескова И.А., Касавин И.Т. Творчество // Новая философская энциклопедия : в 4 т. Москва : Мысль, 2010. Т. 4. C. 18—20.
15. Борев Ю.Б. Эстетика : учебник. Москва : Политиздат, 1988. 496 с.
16. Ильенков Э.В. Философия и культура / вступ. ст. А.Г. Новохатько. Москва : Политиздат, 1991. 464 с.
17. Деррида Ж. Письмо японскому другу / пер. с фр. А. Гараджи // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 53—57.
18. Бычков В.В. Эстетика : учебник. Москва : Гардарики, 2004. 556 с.
19. Гармония // Эстетика : словарь / под общ. ред. А.А. Беляева [и др.]. Москва : Политиздат, 1989. C. 53—54.
20. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. Москва : Искусство, 1965. 374 с.
21. Попов В.П. Мировоззренческий хаос вокруг энтропии // Академия тринитаризма. Эл. № 77-6567, публ. 21928, 25.03.2016. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001e/00162914.htm (дата обращения: 29.05.2025).
22. Лекус Е.Ю. Красота в искусстве : синтез прекрасного и безобразного // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13, № 2. DOI: 10.15862/44KLSK222.
23. Да Винчи Л. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского, впервые полностью переведенная на русский язык А.А. Губером и В.К. Шилейко, под общ. ред. А.Г. Габричевского и со вступ. ст. В.Н. Лазарева. Москва : ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1934. 384 c.
24. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук : в 2 т. / пер. с нем. ; отв. ред. Е.П. Ситковский ; Академия наук СССР. Москва : Мысль, 1974. Т. 1: Наука логики. 452 с.
25. Шрейдер Ю. Смысл // Новая философская энциклопедия : в 4 т. Москва : Мысль, 2010. Т. 3. C. 576—577.
26. Аванесов С. Город как культурный проект : начала гуманитарной урбанистики. Москва : Индрик, 2024. 256 с.
27. Вейдле В.В. Эмбриология поэзии : статьи по поэтике и теории искусства. Москва : Языки славянской культуры, 2002. 465 с.
28. Хан Б.-Ч. Кризис повествования. Как неолиберализм превратил нарративы в сторителлинг / пер. с нем. А.С. Салина. Москва : АСТ, 2023. 160 с.
29. Modern Classics 100 Artists’ Manifestos from the Futurists to the Stuckists / ed. by A. Danchev. Penguin Books Ltd, 2011. 455 p.
30. Лекус Е.Ю. Трансформации образа Человека-творца в искусстве // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2023. Т. 14, № 4. DOI: 10.15862/63KLSK423.
- Представления художника о мироустройстве определяют то, какой творческий метод применяется им для создания художественной реальности.
- Историческая смена этих представлений (мир как порядок, мир на границе порядка и хаоса, мир как хаос) обуславливает смену доминирующих в изобразительном искусстве универсальных творческих методов – мимесиса (в период классики), конструкции (в модернизме) и деконструкции (в постмодернизме).
- Каждый универсальный творческий метод предполагает определенный тип отношений между художественным произведением и его значением / смыслом.
- Так, в миметических произведениях определение значения изображения происходит через создание/узнавание в нём подобия того, что изображается, а осознание смысла зрителем зависит от знания культурного кода, традиции, контекста.
В произведениях, созданных методом конструкции, художник конструирует (изобретает) знак для выражения означаемого, поэтому зрителю далеко не всегда понятно, на что именно этот знак указывает (значение), а соответственно, непроясненным может остаться и смысл произведения.
Произведения, созданные по методу деконструкции, демонстрируют «пустые» знаки, не указывающие на какое бы то ни было означаемое. Зритель сам волен выбирать для себя их значение, а следовательно, и функция наделения такого знака смыслом также делегируются реципиенту.
Рецензия
Для цитирования:
Лекус Е.Ю. Мимесис, конструкция, деконструкция: универсальные творческие методы искусства. Обсерватория культуры. 2025;22(4):438-447. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-4-438-447
For citation:
Lekus E.Yu. Mimesis, Construction, Deconstruction: Universal Creative Methods of Art. Observatory of Culture. 2025;22(4):438-447. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-4-438-447