Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Партиципаторное искусство: от «эстетики взаимодействия» к постпартиципаторному искусству

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-1-2-132-139

Полный текст:

Реферат

В статье анализируется широко востребованный сегодня различными арт-практиками феномен «партиципаторного искусства», или «искусства участия». Утрата социалистической альтернативы развития общества, гегемония неолиберализма и концепции «конца истории», возникшие в последнее десятилетие ХХ в., создали запрос на социальный поворот в искусстве и обозначили распространение «социально ангажированного искусства». Подробно рассматриваются два подхода к искусству - «эстетика взаимодействия» французского теоретика искусства Николя Буррио (Bourriaud Nicolas) и «партиципаторное искусство» американской исследовательницы Клер Бишоп (Claire Bishop), так или иначе воспринявшие социальный поворот и стремящиеся художественными средствами восполнить недостающие социальные связи и непосредственно участвовать в общественных изменениях. Осуществлена попытка критически переосмыслить указанные подходы к «социально-ангажированному искусству» как недостаточные. Предлагается рассмотреть в качестве альтернативной модель постпартиципаторного искусства, связанного с феноменом арт-активизма, громко заявившего о себе в начале ХХI в. по всему миру.

Список литературы

1. Bishop C. Artificial Hells: Participatory Art and the Politics of Spectatorship. London : Verso, 2012. 382 p.

2. Bourriaud N. Relational Aesthetics. Dijon : Les presses du réel, 2002. 113 p.

3. Буррио Н. Что такое «оперативный реализм?» // Художественный журнал. 1993. № 1. С. 19-21.

4. Буррио Н. Эстетика взаимодействия // Художественный журнал. 1999. № 8/29. С. 33-39.

5. Bishop C. Antagonism and Relational Aesthetics // October. 2004. № 110. Р. 51-79.

6. Рансьер Ж. Этический поворот в эстетике и политике : Жак Рансьер об эквивалентных моделях в актуальном искусстве и современной политике [Электронный ресурс] // Критическая масса. 2005. № 2. URL: http://magazines.russ.ru/km/2005/2/ra8.html (дата обращения: 18.12.2015).

7. Kester H.G. Conversation Pieces: Community and Communication in Modern Art. Berkeley : University of California Press, 2004. 239 p.

8. Barber B., Bugden E., Dayton-Johnson J. et al. Littoral Art and Communicative Action / by ed. M.J. Léger. Windsor : Common Ground Publishing, 2013. 140 p.

9. The Interventionists: Users Manual for the Creative Disruption of Everyday Life / by ed. N. Thompson, G. Sholette. Cambridge, MA : MIT Press, 2004. 134 p.

10. Бишоп К. Социальный поворот в современном искусстве // Художественный журнал. 2005. № 58/59. С. 33-38.

11. Рифф Д. Интервью c Клер Бишоп : «Социально ангажированное искусство нужно оценивать только эстетически» [Электронный ресурс] // OpenSpace.ru Архив. 19.03.2010. URL: http://os.colta.ru/art/events/details/16799/ (дата обращения: 18.12.2015).

12. Breton A. Artificial Hells. Inauguration of the «1921 Dada Season» // October. 2003. № 105. P. 137-144.

13. Freire P. Pedagogy of the Oppressed: 30th Anniversary Edition. New York : The Continuum International Publishing Group Inc., 2005. 183 p.

14. Бишоп К. Делегированный перформанс: аутсорсинг подлинности [Электронный ресурс] // Художественный журнал. 2011. № 82. URL: http://www.permm.ru/menu/xzh/arxiv/82/delegirovannyij-performans:-autsorsing-podlinnosti.html (дата обращения: 18.12.2015).

15. Living as Form : Socially Engaged Art from 1991-2001 / by ed. N. Thompson. New York ; Cambridge : Creative Time ; MIT Press, 2012. 259 p.

16. Bishop C. Participation and Spectacle : Where Are We Now? // Living as Form : Socially Engaged Art from 1991-2001 / by ed. N. Thompson. New York ; Cambridge : Creative Time ; MIT Press, 2012. P. 34-46.

17. Мамедов Г. Жизнь как форма: между Фейсбуком и Тахриром [Электронный ресурс] // Школа теории и активизма - Бишкек (ШТАБ). URL: http://www.art-initiatives.org/?p=8174 (дата обращения: 18.12.2015).

18. The Yes Man [Электронный ресурс]. URL: http://theyesmen.org/ (дата обращения: 18.12.2015).

19. Women on Waves [Электронный ресурс]. URL: http://www.womenonwaves.org/ (дата обращения: 18.12.2015).

20. Adbusters Media Foundation [Электронный ресурс]. URL: https://www.adbusters.org/ (дата обращения: 18.12.2015).

21. Partizaning. Participatory urban replanning [Электронный ресурс]. URL: http://eng.partizaning.org/ (дата обращения: 18.12.2015).

22. Сraigslist [Электронный ресурс]. URL: http://www.craigslist.org/about/sites (дата обращения: 18.12.2015).


Для цитирования:


Осминкин Р.С. Партиципаторное искусство: от «эстетики взаимодействия» к постпартиципаторному искусству. Обсерватория культуры. 2016;1(2):132-139. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-1-2-132-139

For citation:


Osminkin R.S. Participatory Art: from the “Relational Aesthetics” to the Post-Participatory Art. Observatory of Culture. 2016;1(2):132-139. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-1-2-132-139

Просмотров: 544


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)