Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Проблема неявного знания в условиях образовательных перемен

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-260-268

Реферат

В условиях кризиса системы образования возникает необходимость утверждения иной образовательной парадигмы развития, опирающейся не только на динамизм, но и на сохранение стабильности, поддерживает которую культурная классика. Культурная классика выступает неким материально-идеальным субстратом между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим; процессом формирования личности в результате взаимодействия Своего и Иного, создания и трансляции новой меры как предела нового качества и как форма, представленная в виде цели и ценности. Классика становится своего рода неявным знанием, т. е. знанием непроблематизированного («само собой разумеющегося») когнитивного основания. Когнитивные усилия по преодолению «эпистемологического разрыва» носят творческий характер, что сближает гуманитарное образование с искусством.

Об авторах

Вера Алексеевна Фортунатова
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия


Елена Викторовна Валеева
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Арзамасский филиал
Россия


Список литературы

1. Архипова О.В. Идея образования в контексте постнеклассической культуры : дис. … докт. филос. наук. Санкт-Петербург, 2012. 392 с.

2. Делёз Ж. Тайна Ариадны // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 48-59.

3. Фрейд З. Тотем и табу : Психология первобытной культуры и религии // Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси : Мерани, 1991. 220 с.

4. Фортунатова В.А. Антропология образных состояний как нравственно-дидактическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4 (29). Ч. 1. С. 355-358.

5. Фортунатова В.А., Платонова Ю.А. Тривилизация образования как модель социальной динамики в современных информационных условиях // Философские проблемы информационных технологий и киберпространств. 2015. № 1 (9). С. 34-35.

6. Прангишвили И.В. Энтропийные и другие системные закономерности: вопросы управления сложными системами. Москва : Наука, 2003. 428 с.

7. Polanyi M. Personal Knowledge : Towards a Post-Critical Philosophy. Chicago : The Univ. of Chicago Press, 1962. 428 p.

8. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек : Исследование идеологии развитого индустриального общества. Москва : АСТ, 2002. 526 с.

9. Шичанина Ю.В. Феномен иномерности в современной культуре : (философско-культурологический анализ). Ростов-на-Дону, 2004. 240 с.

10. Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Одномерный человек в многомерной гуманитаристике : (проблемы и пути их решения в современном образовании) // Вопросы культурологии. 2014. № 8. С. 53-58.

11. Фортунатова В.А. Культура и образование. Нижний Новгород : Изд-во НПГУ, 2010. 411 с.

12. Theorien und Konzepte der pädagogische Antropologie / hrsg. J. Petersen, G.B. Reinert. Donauworth, 1994. S. 19-20.

13. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург : Издат. отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.

14. Нугаев Р.М. Проблема роста социогуманитарного знания // Вопросы философии. 2007. № 8. С. 58-69.

15. Авдеева Е.А. Гуманитаризация системы образования : дис. … докт. филос. наук. Красноярск, 2012. 408 с.

16. Визуальный образ : (Междисциплинарные исследования) / РАН, Ин-т философии ; отв. ред. И.А. Герасимова. Москва : ИФРАН, 2008. 247 с.

17. Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологии. 2013. № 11. С. 15-18.

18. Макарова Н.А. От первобытных табу к современным культурным нормам и запретам // Гнозис: культурология. Нижний Новгород : Изд-во НПГУ, 2010. С. 108.

19. Аристотель. О душе. Сочинения в 4 томах. Москва : Мысль, 1976. Т. 1. С. 369-447.

20. Гегель Г.В.Ф. Из философии пропедевтики // Эстетика в 4 томах. Москва : Искусство, 1973. Т. 4. С. 7-209.

21. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Москва : Добросвет, 2000. 387 с.

22. Леви-Строс К. Первобытное мышление. Москва : Республика, 1994. 384 с.

23. Руднева Д.А. «Человек гламурный» как социокультурный конструкт общества потребления : к вопросу о методах исследования современной культуры // III Культурологический конгресс с международным участием, 2010. С. 250.

24. Валеева Е.В. Образование как форма бытия // Идеи и идеалы. 2015. № 1 (23). Т. 2. С. 130-143.

25. Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации : монография / науч. ред. Л.В. Куликова. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2015. 182 с.

26. Музиль Р. Человек без свойств. Москва : Эксмо, 2008. 1088 с.

27. Валицкая А.П. Как возможна общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия «диалог» // Диалог в образовании : сб. материалов конференции. Серия «Symposium». Вып. 22. Санкт-Петербург, 2002. С. 9-16.


Рецензия

Для цитирования:


Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Проблема неявного знания в условиях образовательных перемен. Обсерватория культуры. 2016;13(3):260-268. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-260-268

For citation:


Fortunatova V.A., Valeeva E.V. The Problem of Tacit Knowledge in the Conditions of Educational Changes. Observatory of Culture. 2016;13(3):260-268. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-260-268

Просмотров: 743


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)