Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Московия XVII века - «благочестивое царство последних времен»

Полный текст:

Реферат

Предмет рассмотрения статьи - концепция Лигарида о «всецарствии» и реакция на нее со стороны русских ортодоксов. Во второй половине XVII века в Москву наряду с перенесением в Россию величайших образов Святой Земли, связанных с земной жизнью Спасителя, переносятся реликвии христианского Востока. Московская Русь укрепляет свои позиции, ей отныне отведена роль благочестивого Царства последних времен. Решающим моментом в созревании замысла о Новом Иерусалиме церковные историки признают появление в русском переводе «Скрижали» (1656). Греческий текст книги был подарен Патриарху иерусалимским патриархом Паисием Лигаридом, которому суждено было сыграть главную роль в его осуждении.

Об авторе

Татьяна Александровна Исаченко
НИО книговедения Российской государственной библиотеки
Россия


Список литературы

1. Фонкич Б.Л. Греческое книгописание в России в XVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII в.: Разные аспекты исследования. - СПб., 1994.

2. Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVIII веков: Библиогр. материалы. - СПб., 1903.

3. Чеснокова Н.П. Описание Синайской горы 1686 г. из собрания Российского государственного архива древних актов // Россия и христианский Восток: сб. Вып. 2-3. - М.: Индрик, 2004.

4. Кудрявцев М.В. Пространственная композиция центра Москвы XVII в. // Архитектурное наследство. - М., 1976. - № 25; Он же. Москва в конце XVII века (анализ градостроительной композиции) // дис. … канд. архитектуры. - М., 1981 (машинопись).

5. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1896-1900. Вып. III. С. 47.

6. Забелин И.Е. История города Москвы. - М., 1990.

7. Бунин А.В. История градостроительного искусства. Т. 1. - М., 1953.

8. Алферова Г.В. К вопросу о строительной деятельности Патриарха Никона //Архитектурное наследство.- М., 1969. - № 18.

9. Ченцова В.Г. Митра Паисия Иерусалимского - не присланный русскому государю венец «царя Константина» // Патриарх Никон и его время. - М., 2004.

10. PapadópulosKaerameós A. Ierosolumitikéé Bibliothéke. IV.

11. Михайловский И.Н. Важнейшие труды Николая Спафария (1672-1677). - Киев, 1897.

12. «Хрисмологион» - взгляд из Средневековья // Николае Милеску Спафарий и проблемы культуры Молдовы / А.И. Бабай (отв.ред.). - Кишинев, 1991.

13. Чеснокова Н.П. Об источниках русской версии «Хрисмологиона» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2011. - № 32; Она же. «Хрисмологион» Паисия Лигарида в рукописных собраниях ГИМ и РНБ: предварительные замечания // Современные проблемы археографии. Сб. ст. по материалам конференции, проходившей в Библиотеке РАН 25-27 мая 2010 г. - СПб., 2011.

14. Рамазанова Д.Н. Бухарестский список «Хрисмологиона» Паисия Лигарида. Палеографическое и кодикологическое исследование // Вестник РГГУ. Сер. «Исторические науки». - 2010.- № 7(50)/10.

15. Семенов Ю.И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). - М.: Современные тетради, 2003.

16. Преподобные старцы Иосиф Волоцкий и Филофей Псковский в полемике о «перемене времен» (по материалам рукописных сборников Погод № 1121 и СПбДА № 427 нач. XVI - нач. XVII вв.) // Преподобный Иосиф Волоцкиий и его обитель / Материалы научнопрактической конференции, посвященной 530летию ИосифаВолоцкого монастыря и возрождения в нем монашеской жизни. Вып II. - М., 2012.

17. Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. - Киев, 1901, прил.

18. Досифей, Патриарх Иерусалимский. История Иерусалимских Патриархов. - Бухарест, 1715. Т.1.

19. Полный православный богословский энциклопедический словарь (репринт. изд.). - М., 1992. Т.2. Ст. 1745.

20. Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. - СПб., 1857. - Т.6. № 43, С. 177-200; Белоброва О.А. О рукописной традиции произведений Николая Спафария // Николае Милеску Спафарий и проблемы культуры Молдовы / А.И. Бабай (отв.ред.). - Кишинев, 1991.

21. Евсеев И.Е.Толкования на Книгу пророка Даниила в древнеславянской и старинной русской письменности // Древности. Труды Славянской комиссии Имп. Московского археографического общества. Ч.3. 1902; Он же. Книга пророка Даниила в переводе жидовствующих по рукописи XVI в. Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. - М., 1902; Он же. Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе: введение и тексты. - М., 1905.

22. Добрянский Ф.Н. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки церковнославянских и русских. - Вильна, 1888.

23. Архипов А.А. Древнерусская книга пророка Даниила в переводе с древнееврейского (к истории гебраизмов в древнерусском книжном языке). - М., 1982. Ч. 1-3; Архипов А.А. По ту сторону Самбатиона. Этюды о русскоеврейских культурных, языковых и литературных контактах в X-XVI веках (Monuments of Early Russian Literature 9). - Oakland: Berkeley Slavistic Specialities, 1995.

24. Taube M. The Kievan Jew Zacharia and the astronomical Works of the Judaizers // Jews and Slavs. - 1995. - № 3; Taube М., Lunt H.G. The Slavonic Book of Esther. Text, Lexicon, Linguistic analysis, Problems of Translation. Harvard Series in Ukranian Studies, 1998; Таубе М. Подлинный и вымышленный Иерусалим в восточнославянских переводах с еврейского 15го века // Jews and Slavs. - 2000. - Ed. № 7.

25. Белоброва О.А. О рукописной традиции произведений Николая Спафария //Николае Милеску Спафарий и проблемы культуры Молдовы / А.И. Бабай (отв.ред.). - Кишинев, 1991.

26. Ундольский В.М. Каталог российским книгам из библиотеки Павла Григорьевича Демидова, составленный им самим. - М., 1846.


Для цитирования:


Исаченко Т.А. Московия XVII века - «благочестивое царство последних времен». Обсерватория культуры. 2014;(2):112-117.

For citation:


Isachenko T.A. The 17th Century Moscovia as a Righteous Kingdom of End Times. Observatory of Culture. 2014;(2):112-117. (In Russ.)

Просмотров: 88


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)