Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Культурологические основания процессов детского и взрослого словотворчества

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-6-665-669

Полный текст:

Реферат

В статье, посвященной детскому и взро слому словотворчеству, ставится цель показать несостоятельность утверждения, что словотвор чество - «несерьезный» процесс, свойственный только детям по причине бедности их словарного запаса. Словотворчество характерно и для взро слых. Общим основанием для разновозрастного сло вотворчества является единый механизм, который осуществляется посредством актов опредмечива ния - распредмечивания - сотворчества. Важное значение для изучения детского языка - конвен ционального языка субкультуры детства - име ют дневниковые записи родителей. Показано, что всплеск интереса к этой форме фиксирования образ цов-окказионализмов относится к 1920-м гг., что совпадает с расцветом краеведения. Проведена ана логия между культурой отношений «мир детства - мир взрослых» и «столица - провинция», позволяю щая утверждать, что мир детства не менее богат, культурно насыщен, чем мир взрослых. Но такая уникальность все чаще подавляется средствами массовой информации, которые оказывают сильное воздействие на ребенка. Это приводит в ряде случа ев к неправильному выбору словесной модели, в соот ветствии с которой конструируется слово. В целом язык ребенка логичен, последователен, экономичен. Его номинация не требует уточнений, тогда как во взрослом языке пояснение одного понятия содержит термины, требующие, в свою очередь, дополнитель ных интерпретаций. Детское словообразование связано с детским фольклором, поскольку первое вы ступает основой и инструментом для второго.

Об авторе

Елена Николаевна Суворкина
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Россия


Список литературы

1. Крученых А. Сдвигология русского стиха. Репринт. воспроизв. изд. 1922 г. Санкт-Петербург, 2013. 48 с

2. Кудрявцев В.Т. Произвол, штампы сознания и воображение // Журнал практического психолога. 2016. № 1. С. 85-108

3. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. Москва, 2009. 592 с

4. Зеленая Р. Разрозненные страницы. Москва, 2016. 448 с

5. Кон И.С. Ребенок и общество. Москва, 2003. 336 с

6. Флоренский П.А. У водоразделов мысли : (Черты конкретной метафизики). Т. 1. Москва, 2013. 684 с

7. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. Москва, 2002. 320 с

8. Шмидт С. «Золотое десятилетие» советского краеведения // Отечество : Краеведческий альманах. Вып. 1. Москва, 1990. С. 11-27

9. Ерохин В.Г. Теория культуры. Рязань, 1996. 182 с

10. Чуковский К.И. От двух до пяти. Москва, 1990. 384 с

11. Русский словарь языкового расширения / сост. А.И. Солженицын. Москва, 1995. 272 с

12. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. Москва, 2000. 240 с

13. Жуков Б. Науканцелярит. Формулы и выражения // Знание - Сила. 2014. № 3. С. 40-45


Рецензия

Для цитирования:


Суворкина Е.Н. Культурологические основания процессов детского и взрослого словотворчества. Обсерватория культуры. 2016;13(6):665-669. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-6-665-669

For citation:


Suvorkina E.N. Cultural Foundations of the Processes of Adult and Children’s Word Creation. Observatory of Culture. 2016;13(6):665-669. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-6-665-669

Просмотров: 603


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)