Preview

Observatory of Culture

Advanced search
Open Access Open Access  Restricted Access Subscription Access

Hagiographers Epiphanius the Wise and Pachomius the Serb: A Problem of Embodiment of the Authors’ Intentions in “The Life of Sergii Radonezhsky”

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2014-0-2-126-141

Abstract

Addresses “The Life of St. Sergius, the Wonderworker of Radonezh” as a unique piece of ancient Russian literature, which narrates the heroic deeds of the great Patron Saint and Intercessor for the Russian land. It was created by Epiphanius the Wise who was a disciple of the St. Sergius and Pakhomius the logothete (the Serb) who came to Rus’. The comparison of ideas, imageries and stylistic patterns of Epiphanius’ literary works and Pachomius’ writings shows that Epiphanius and Pakhomius differently evaluated the significance and meaning of St. Sergius’ ascetic life.

About the Author

Evgueny V. Sokol’nikov
Вилюйское благочиние Якутской и Ленской епархии (Республика Саха Якутия)
Russian Federation
(Hieromonk Roman)


References

1. Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси: XIV - середина XV в. - М., 1981.

2. Тихонравов Н.С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. - М., 1916.

3. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник // В.О. Ключевский. Русская история: в 5 т.- М., 2001. - Т. 4.

4. Мюллер Л. Особая редакция Житий Сергия Радонежского // Записки Отдела рукописей ГБЛ. - М., 1973. - Вып. 34.

5. Зубов В.П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. К вопросу о редакциях Жития Сергия Радонежского // Труды Отдела древнерусской литературы. - М.;Л., 1953. - Т. IX.

6. Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. - СПб., 1908.

7. Епифаний Премудрый // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т. 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/

8. Макарий (Булгаков) митр. История Русской Церкви. Кн. третья. Приложения. - Т.4. Отрывки из Жития Святого Стефана Пермского. - М., 1995.

9. Прохоров Г.М. Епифаний Премудрый // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1988. - Вып. 2. - Ч. 1.

10. Жития свв. Сергия и Никона Радонежских. Рукопись. - Ок. 1630 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stsl.ru/manuscripts/book

11. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе.- Л., 1986.

12. Он же. Человек в литературе Древней Руси. - М, 1970.

13. Он же. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV- начало XV в.). - М.; Л., 1962.

14. АдриановаПеретц В.П. Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго // Труды Отдела Древнерусской литературы. - М.; Л., 1947. - Т. V.

15. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского. - М., 1998.

16. Пиккио Р. «Плетение словес» и литературные стили православных славян в позднем Средневековье // Р. Пиккио. Slavia Orthodoxa: Литература и язык. - М., 2003.

17. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв. - Л., 1987.

18. Коновалова О.Ф. К вопросу о литературной позиции писателя XIV в. // Труды Отдела Древнерусской литературы. - М.; Л., 1958. - Т. XIV.

19. Косоруков А.А. Строитель вечного пути России Сергий Радонежский. - М., 2004.

20. Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору // Библиотека литературы Древней Руси: собрания текстов. - Т.6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. http://lib.pushkinskijdom.ru/

21. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре.- М., 1998. - Т. 2.

22. Канон Иоанну Предтече // Канонник или полный молитвослов.- М., 1994.

23. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. - СПб., 1998.

24. Коновалова О.Ф. Плетение словес и плетеный орнамент конца XIV в. // Труды Отдела Древнерусской литературы. - М.;Л., 1976. - Т. XXII.

25. Пахомий Логофет // Большая биографическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/

26. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Эволюция жанра легендарнобиографических сказаний. - Л., 1973.

27. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. - М., 1996. - Кн. 4. - Ч. 1.

28. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. - М., 1911. - Т. II.

29. Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. - М., 2008.

30. Соболевский А.И. История русского литературного языка. - М., 1980.

31. Прохоров Г.М. Пахомий Серб // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1988. - Вып. 2. - Ч. 2.

32. Лихачев Д.С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. - М., 1958.

33. Колесов В.В. Древнерусский литературный язык. - Л., 1989.

34. Иванова М.В. Древнерусские жития конца XIV-XV веков как источник истории русского литературного языка.- М., 1998.

35. Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV-XV вв. - М., 1974.

36. Афонский патерик, или жизнеописание святых, на святой Афонской горе просиявших. - М., 1994.

37. Кириллин В.М. Панегирическое наследие Пахомия Логофета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/

38. Флоренский П. ТроицеСергиева лавра и Россия // Жизнь и «Житие» Сергия Радонежского. - М., 1991.

39. Ключевский В.О. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства // Жизнь и «Житие» Сергия Радонежского. - М., 1991.

40. Дмитриев Л.А. Нерешенные вопросы происхождения и истории экспрессивноэмоционального стиля ХV в. // Труды Отдела Древнерусской литературы. - М.; Л., 1964. - Т. XX.


Review

For citations:


Sokol’nikov E.V. Hagiographers Epiphanius the Wise and Pachomius the Serb: A Problem of Embodiment of the Authors’ Intentions in “The Life of Sergii Radonezhsky”. Observatory of Culture. 2014;(2):126-141. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2014-0-2-126-141

Views: 1931


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)