Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Об одном источнике «византийского проекта» князя Г.Г. Гагарина: Доминик Папети

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-6-696-702

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена творчеству фран цузского художника Доминика Папети, копии афонской живописи которого явились одним из источников «византийского проекта» князя Г.Г. Гагарина, будущего вице-президента Импера торской Академии художеств, поставившего сво ей целью возрождение в России «национального» церковного искусства. Анализ работ Папети и его взглядов на искусство позволяет заключить, что в своих религиозных полотнах художник вдохнов лялся искусством далекого прошлого, в частности Византии, в то время как в светских - ориентиро вался на живописцев позднего Ренессанса, на тре тью манеру Рафаэля, на Тициана, Микеланджело, Поля Веронезе, Беллини, Франча. Особое внимание уделено поездке художника на Афон, предпринятой им в 1847 г. под впечатлением афонской рукописи наставлений для иконописцев, опубликованной дву мя годами раньше археологом А.-Н. Дидроном. По наблюдению автора статьи, выполненные Папети на Афоне копии фресок греческого мастера Пансе линоса, относящиеся, как полагали афонские мо нахи, к XII в., несут на себе печать академического образования французского художника, совершенно го владения им навыками передачи пластической формы. Эта особенность копий Папети позволила автору сделать вывод о том, что для Гагарина они стали наглядным доказательством плодотвор ности идеи соединения «греческой христианской мысли» с «греческой языческой формой», на осно ве которой впоследствии он попытался возродить «национальный стиль» церковной живописи.

Об авторе

Константин Ильич Маслов

Россия


Список литературы

1. Краткая хронологическая таблица в пособии истории византийского искусства / составитель Г.Г. Гагарин. Тифлис, 1856. 88 с

2. Planche G. Le Salon de 1847. La Peinture // Revue des deux mondes. Paris, 1847. Vol. 18. P. 354-366

3. Tamisier F. Dominique Papety, sa vie et ses oeuvres, étude biographique et littéraire Marseille, 1857. 22 p

4. Кадочникова В. Григорий Гагарин - «художник живой и интересный» // Григорий Гагарин. Из собрания Русского музея. Санкт-Петербург, 2010. С. 5-31.

5. Foucart Br. Le renouveau de la peinture religieuse en France (1800-1860). Paris, 1987. 443 р

6. Servian F. Papety d’ après sa Correspondence, ses oeuvres et les moeurs de son temps. Marseille, 1912. 131 p

7. Маслов К.И. Об «офранцуженном византийстве» князя Г.Г. Гагарина // Искусство христианского мира. Москва, 2003. Вып. 7. С. 323-326

8. Маслов К.И. К истории возрождения «византийского стиля» в русской церковной живописи. И.М. Снегирев // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. Москва, 2014. Вып. 3(15). С. 154-164

9. Auquier Ph. Catalogue des Peinture, Sculpture, Pastels et Dessins. Ville de Marseille. Musee de Beaux-Arts. Marseille, 1908. 615 p

10. Sacré-Сoeur 2015 - Sacré-Сoeur (Papety) [Электронный ресурс]. URL: https://commons.wikimedia.org/ wiki/File:Sacr%C3%A9-coeur_(Papety).jpg (дата обращения: 30.04.2015)

11. Finley Nanci A. Fourierist art criticism and the «Rêve de bonheur» [Dream of Happiness] of Domenique Papety // Art History. 1979. Vol. 2, № 3. P. 327-338

12. Chaudonneret M.-Cl. Regain d’intérêt pour les socialistes “utopistes” du XIXe siècle [Электронный ресурс]. URL: http://www.halshs.archives-ouvertes. fr/halshs-00321176/document (дата обращения: 30.04.2015)

13. Корнилова А.В. Григорий Гагарин. От романтизма к русско-византийскому стилю. 2001. 256 с

14. Papety D. Les peintures byzantine et les couvens de l,Athos // Revue des deux mondes. Paris, 1847. Vol. 18. P. 769-789

15. Didron A.-N. Manuel d’iconographie chretienne grecque et latine. Paris, 1845. 483 p

16. Didron A.-N. Iconographie chretienne. Histoir de Dieux. Paris, 1843. 624 p

17. Папети Доминик. Византийское иконописание и монастыри Афонской горы // Московский городской листок. Москва, 1847. № 143. С. 573-574; № 144. С. 577-578; № 146. С. 584-586; № 148. С. 593-594

18. Фурье Ш. Избранные сочинения. Москва, 1954. Т. 3. 600 с

19. Silberling Ed. Dictionnaire de sociologie phalansterienne. Guide des oeuvres completes de Charles Fourier. Geneve, Paris, 1984. 461 p

20. Didron A.-N. Le Mont-Athos et le falanster // Annales archeologiques. Paris, 1847. Vol. VII. P. 41-48

21. Византийское иконописание и монастыри Афонской горы // Журнал Министерства народного просвещения. Санкт-Петербург, 1847. Часть 56. Отдел VI. С. 265-269

22. Julleville Petit de. Salon 1847 // Annales archeologiques. Paris, 1847. Vol. 6. P. 279-293

23. Didron A.-N. Introduction // Annales archeologiques. Paris, 1844. Vol. 1. P. I-VII

24. Gautier Th. Salon 1847. Paris, 1847. 223 p

25. Le Mont Athos // Le Magazin pittoresque. Paris, 1847. № 23. Р. 178

26. Driskel M.P. Representing Belief. Religion, Art, and Society in Nineteenth Century - France. Pennsylvania, 1992. 282 p


Для цитирования:


Маслов К.И. Об одном источнике «византийского проекта» князя Г.Г. Гагарина: Доминик Папети. Обсерватория культуры. 2016;13(6):696-702. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-6-696-702

For citation:


Maslov K.I. On a Source of the “Byzantine Project” by Prince Grigory Gagarin: Dominique Papety. Observatory of Culture. 2016;13(6):696-702. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-6-696-702

Просмотров: 407


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)