Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Образование как освобождение человека: обязательность оков отчуждения

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-388-398

Полный текст:

Реферат

В статье рассматривается необходимость догматизации и отчуждения для самого генезиса субъективности человека. Сопоставляются точки зрения на определенный аспект философии образования Ф.Т. Михайлова, М.Б. Туровского и Л.С. Черняка со взглядами М. Хайдеггера на образование как пайдейю. Использовано начало работы М. Хайдеггера «Учение Платона об истине», где автор, трактуя притчу Платона о пещере, показывает, что платоновское понимание пайдейи заключается в прочтении смысла и цели образования как свободы человека, но в то же время в состав пайдейи включен и этап обратного возвращения в пещеру, что обусловлено неотменяемой связью пайдейи с безобразованностью. Предлагается усилить данный сюжет: необходимо не только вернуться в пещеру, но и снова приковать себя цепями, поскольку без этого этапа не состоится собственная субъективность (свобода). Смысл «возвращения в пещеру», в контексте концепции Л.С. Черняка, состоит в том, что это - необходимый момент формирования субъективности человека, поскольку требуется соучастие иного как бытия не-мысли. Для обеспечения этого соучастия иного необходимы усилия человека, представленные вписыванием (отчуждением) субъективности человека в объективный жизненный мир. Позиция Ф.Т. Михайлова, несмотря на множество новаций, все-таки следует за трактовкой отчуждения Г. Гегеля и К. Маркса, в том плане, что отчуждение человека понимается как преходящая стадия истории. М.Б. Туровский и Л.С. Черняк считают, что отчуждение является не только обязательным, но и постоянно воспроизводимым моментом становления субъективности (свободы) человека. Генератором развития культуры (как воплощения субъективности человека) являются изменения в онтогенезе. Потому получается, что постольку онтогенез повторяет культурный филогенез, поскольку его предваряет. Это выводит к проблематике герменевтического круга и ментального пространства. Для становления субъективности человека обязательно не только отчуждение субъективности, но и его творческое преодоление.

Об авторе

Олег Константинович Румянцев
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова
Россия


Список литературы

1. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / пер. с фр. А.Д. Хаютина, В.С. Алексеева-Попова. Москва : Канон-пресс ; Кучково поле, 1998. 416 с.

2. Платон. Сочинения в 3 т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса ; пер. с древнегреч. Т. 3, ч. 1. Москва : Мысль, 1971. 687 с.

3. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Васильева Т.В. Семь встреч с М. Хайдеггером. Москва : Издатель Савин С.А., 2004. С. 15-44.

4. Шеманов А.Ю. Антропология инклюзии: автономия или аутентичность? // Обсерватория культуры. 2014. № 4. C. 9-16.

5. Шеманов А.Ю. Воплощенность личности и ресурсы инклюзии: от психологической к социокультурной перспективе // Обсерватория культуры. 2014. № 5. С. 15-22.

6. Черняк Л.С. Медитации постороннего на тему «воплощенность личности и инклюзия» // Обсерватория культуры. 2015. № 3. С. 4-12.

7. Гибелев И.В., Румянцев О.К. Открытость границы жизненного мира и ее репрезентация // Обсерватория культуры. 2014. № 3. С. 11-18.

8. Черняк Л.С. Вечность и время. Москва : Санкт-Петербург : Нестор-История, 2012. 521 с.

9. Черняк Л.С. Место человека в круге сущего // Теоретическая культурология. Москва ; Екатеринбург, 2005. С. 23-26.

10. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. Санкт-Петербург : Наука, 1993, 2000. С. 421-425.

11. Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 3. Москва : Мысль, 1964. 799 с.

12. Философское обоснование истории культурологии: Методологический семинар 1992-1993 гг. : Часть I. Понятия, необходимые для обсуждения предмета истории культурологических учений. Москва : Российский институт культурологии РАН, 1993. 148 с.

13. Туровский М.Б. Философское обоснование истории культурологии : материалы семинаров // Постижение культуры: концепции, дискуссии, диалоги : ежегодник. Вып. 7. Москва : Российский институт культурологии, 1997. С. 55-66.

14. Михайлов Ф.Т. Образование философа // Михайлов Ф.Т. Избранное. Москва : Индрик, 2001. С. 528-552.15. Михайлов Ф.Т. Обращенность // Теоретическая культурология. Москва ; Екатеринбург, 2005. С. 124-129.

15. Злобин Н.С., Туровский М.Б. Культура, личность, история // Постижение культуры : ежегодник. Вып. 3-4. Москва, 1995. С. 12-58.

16. Румянцев О.К. Воспроизведение и конструирование в европейской мысли // Метаморфозы разума в европейской культуре : К философским истокам современных проблем образования. Москва : Прогресс-Традиция, 2010. С. 287-400.

17. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Санкт-Петербург : Наука, 1992. 444 с.

18. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. 2-е изд. Москва : Политическая литература, 1974. Т. 42. С. 88-96.

19. Туровский М.Б. Феноменологическая концепция культуры // Туровский М.Б. Философские основания культурологии. Москва : РОССПЭН, 1997. С. 386-410. 21. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск : Агентство САГУНА, 1994. С. 103-174.

20. Туровский М.Б. Рождение рефлексивной культуры // Туровский М.Б. Философские основания культурологии. Москва : РОССПЭН, 1997. С. 425-426.

21. Черняк Л.С. Начала телеологии культуры // Метаморфозы разума в европейской культуре : К философским истокам современных проблем образования. Москва : Прогресс-Традиция, 2010. С. 11-286.

22. Румянцев О.К. Избыточность человека как условие его открытости сопредельному // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 3(12). С. 14-24.

23. Чебанов С.В., Сопиков А.П., Ковалева М.К. Предпроектное изучение возрастных особенностей учащихся 6-17 лет с целью оптимизации учебного процесса в массовой средней школе : отчет по договору для Московского института развития образовательных систем, 1992 (рукопись).

24. Рудкевич Л.А. Эпохальные изменения человека на современном этапе и педагогические инновации [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 2006. 29 ноября. URL: http://psy.su/feed/1972/ (дата обращения: 26.05.2016).


Для цитирования:


Румянцев О.К. Образование как освобождение человека: обязательность оков отчуждения. Обсерватория культуры. 2016;13(4):388-398. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-388-398

For citation:


Rumyantsev O.K. Education as Liberation of a Human: Obligatoriness of the Alienation Shackles. Observatory of Culture. 2016;13(4):388-398. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-388-398

Просмотров: 314


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)