Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Иконография и композиция портретов императора Максимилиана I Габсбурга: значение и эволюция

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-451-457

Полный текст:

Реферат

В статье впервые рассмотрены особенности иконографии и композиции портретов императора Максимилиана I Габсбурга, обусловленные их назначением. В портретах для официальных учреждений сформирован образ правителя, наделенного легитимной властью. Гравированные портреты и изображения на монетах, предназначенные для широкой публики, прославляют отважного рыцаря и организатора Крестового похода. В изображениях Максимилиана I как частного лица особенно важна тема сохранения памяти после смерти. Выявлены особенности эволюции образа императора. Вне зависимости от техники, символики, композиции и назначения портретов в ранних из них император предстает более «земным», близким. Образ императора исполнен уверенности в себе, ощущения собственной силы и власти. В поздних портретах появляются нотки мистического настроения, образ становится более возвышенным, отстраненным, отдаленным от реальности. В этом видится, с одной стороны, усиление представлений о сакральности власти императора, с другой - осмысление портрета как увековечивание памяти о человеке, чтобы обеспечить ему вечную жизнь.

Об авторе

Людмила Валерьевна Фролова
Государственный Эрмитаж
Россия


Список литературы

1. Baldass L.V. Die Bildnisse Kaiser Maximilians I // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses. 1913. № 31. S. 247-334.

2. Geisberg M. Holzschnittbildnisse des Kaisers Maximilian // Jahrbuch der Königlich Preussischen Kunstsammlungen. 1911. Bd. 32. S. 236-248.

3. Dodgson C. Dürer’s Portrait of Maximilian I // The British Museum Quarterly. 1928. Vol. 3, № 3. P. 77-79.

4. Joachim H. Maximilian I by Burgkmair // The Art Institute of Chicago Quarterly. 1961. Vol. 55, № 1. P. 5-9.

5. Silver L. Shining Armor: Maximilian I as Holy Roman Emperor // Art Institute of Chicago Museum Studies. 1985. Vol. 12, № 1. P. 8-29.

6. Luber K.C. Albrecht Dürer and the Venetian Renaissance. Cambridge : University Press, 2005. 268 p.

7. Polleroβ F. Tradition und Innovation. Kaiser Maximilian I im Porträt // Kaiser Maximilian und die Kunst der Dürerzeit. München ; London ; New York : Prestel, 2013. S. 101-115.

8. Истомина Н.А. Немецкий живописный портрет 1530-1590-х годов : автореф. дис.. канд. искусствоведения. Москва : МГУ, 2006. 30 с.

9. Gur’ianova A.K. Ancient Canon on Coins of the Early Modern Period // Actual Problems of Theory and History of Art (St. Petersburg, 28.10.2014-01.11.2014) : Abstracts of communications. St. Petersburg, 2014. P. 175.

10. Жуков К.А., Чернышов К.М. Двойной гульдинер Максимилиана I (1509 г.) как изобразительный источник по истории конского защитного снаряжения начала XV в. // Нумизматический альманах. 2010. № 3 (41). С. 12-23.

11. Семенов В.Е. Социальное время рыцарства // Обсерватория культуры. 2009. № 1. C. 132-139.

12. Hollstein F.W.H. German Engravings, Etchings and Woodcuts ca. 1400-1700. Amsterdam : M. Hertzberger, 1954-1986. Vol. I-XV.

13. König E. Konrad Peutingers Briefwechsel. München : Beck, 1923. 527 S.

14. Chmelarz E. Jost de Negker’s Helldunkelblätter Kaiser Max und St. Georg // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses. 1894. № 15. S. 392-397.

15. Ковалев В.А. Истина мифа власти: континуитет и дисконтинуитет в аккламационных процессиях английских монархов конца XIV - начала XVII века // Королевский двор в Англии XV-XVII веков. Санкт-Петербург, 2011. Т. 7. C. 295-365. (Труды исторического факультета СпбГУ).

16. Черниенко И.Б. Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера : дис. … канд. ист. наук. Ижевск, 2003. 235 с.


Для цитирования:


Фролова Л.В. Иконография и композиция портретов императора Максимилиана I Габсбурга: значение и эволюция. Обсерватория культуры. 2016;13(4):451-457. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-451-457

For citation:


Frolova L.V. Iconography and Composition of the Portraits of Emperor Maximilian I of Habsburg: the Meaning and Evolution. Observatory of Culture. 2016;13(4):451-457. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-451-457

Просмотров: 163


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)